БЕНЕДИКТИНЦЫ - Страница 7

В 30 гг. XIX в., сначала из-за ностальгии по Средним векам, затем всё больше как осознание ценности многовекового опыта бенедиктинцев в служении Христу, начинается возрождение бенедиктинских монастырей: в Баварии оно связано с королём Людвигом I, в остальной Германии – с деятельностью конгрегации Бойрона (в настоящее время 10 обителей, 320 монахов, в том числе 160 священников). От неё в 1884 г. отделилась конгрегация Санкт-Оттилиен, подвизавшаяся в миссионерском служении и основавшая свои монастыри в Америке, Африке, Южной Корее (в настоящее время насчитывает 17 обителей, 950 монахов, в том числе 375 священников). Во Франции своим возрождением бенедиктинцы обязаны двум конгрегациям. Одна, во главе с Солемским аббатством (с 1837 г.), стала ведущим центром изучения григорианской музыки (в настоящее время 23 обители, 696 монахов, в том числе 408 священников), другая, возглавляемая аббатством Сен-Мари-де-ла-Пьер-ки-Вир (с 1850 г.), пыталась в духе почитания Сердца Иисусова сочетать созерцательный образ жизни траппистов с проповеднической деятельностью, которую папа Пий IX (1946–1978 гг.) в 1850 г. (официально в 1872 г.) присоединил к итальянской конгрегации Субиако (сублаценсы), отделившейся от Кассинской и являющейся сегодня наиболее распространённой и многочисленной (63 обители, 1262 монаха, в том числе 604 священника). Крупные конгрегации бенедиктинцев в Северной Америке, в основном подвизающиеся в преподавательской деятельности и пастырском служении, также ведут свою историю с XIX в.: Американо-Кассинская с 1855 г. (в настоящее время 32 обители, 1019 монахов, в том числе 678 священников) и Швейцарско-Американская с 1881 г. (в настоящее время 21 обитель, 670 монахов, в том числе 402 священника). Молодой и относительно малочисленной является Славянская конгрегация св. Адальберта и св. Маргариты с центром в Праге (1 обитель, 15 монахов, в том числе 6 священников). Тяжёлый удар по бенедиктинцам в XX в. нанесли фашизм и коммунистические диктатуры в странах Восточной Европы, а также изменения в системе образования и ценностных ориентиров в 1960 гг. Второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.) декретами об обновлении жизни монашествующих применительно к современным условиям (Perfectae caritatis) и о миссионерской деятельности церкви (Ad gentes divinitus), признав заслуги монашеских созерцательных орденов (в том числе и бенедиктинцев), призвал, однако, пересмотреть их образ жизни согласно принципам обновления (Perfectae caritatis), активно участвовать в миссионерской деятельности католической церкви, основывая новые обители и подавая пример нехристианам молитвами, делами покаяния и переносимыми тяготами (Ad gentes divinitus). В настоящее время бенедиктинцы – одна из крупнейших католических организаций; общее число монахов и монахинь ордена в начале 2000 гг. составляло около 15 тыс. человек, а монашеских обителей – 593. Члены женской ветви ордена бенедиктинцев (преимущественно созерцательного направления) называются бенедиктинками (официальное название Ordo Monialium Sancti Benedicti). В широком смысле к бенедиктинкам также относят возникающие с XIX в. женские конгрегации, действующие на основе устава св. Бенедикта Нурсийского, который вскоре после его введения в монастыре Монте-Кассино был распространён и на женский монастырь, основанный его сестрой Схоластикой. Изначально предназначенный для монахов бенедиктинский устав, по меньшей мере, с VIII в. начинает адаптироваться к специфике женского монашества, которое развивалось синхронно мужскому. Около 620 г. Безансонский епископ Донат дополнил бенедиктинский устав, использовав уставы Колумбана и Кесария, епископа Арльского, и создал на его основе особый устав для женских монастырей своей епархии. Первым женским монастырём, жившим по этому уставу, считается монастырь в Фармутье (Франция), основанный около 625 г. Основание крупнейших женских монастырей в раннее Средневековье связано с деятельностью королевской династии Меровингов (например, св. Батхильды) или епископов (например, Элигия Нуайонского). Нуждаясь в пастырском окормлении священниками, обители бенедиктинок развивались под опёкой либо епископов, либо мужских монастырей.

 



 
PR-CY.ru