БЕНЕДИКТИНЦЫ - Страница 8

При женских монастырях часто существовали приюты для детей, которые готовились к дальнейшей монашеской жизни или находились там временно; монахини занимались тяжёлой ручной работой, вышиванием, ткачеством. Впоследствии, возможно под влиянием массового женского аскетического движения XI–XII вв., популярной становится форма сдвоенного мужского и женского монастыря во главе с аббатиссой (например, основанная около 1100 г. конгрегация Фонтевро с основным аббатством и приоратами, которые объединяли от 80 до 100 монахинь, распространившаяся позднее во Франции, Испании и Англии). Различают бенедиктинок-монахинь (moniales), живущих в строгом затворе и ведущих по преимуществу созерцательный образ жизни, и сестёр (sorores), занимающихся каритативной (благотворительность и пр.), преподавательской и миссионерской деятельностью. Восходящие к общине Облат св. Франциски Римской (с 1433 г.) и «Сёстрам Любви Доброго Пастыря» (с 1589 г., Флоренция), конгрегации сестёр-бенедиктинок, ориентированных на активную деятельность в миру, широко распространились в XIX–XX вв. И монахини, и сёстры либо инкорпорированы в мужские конгрегации, либо входят в орден бенедиктинцев, будучи организованы в самостоятельные федерации, или представляют собой отдельные обители, находящиеся частично в юрисдикции местных епископов, частично в прямой папской юрисдикции. В настоящее время насчитывается около 10 тыс. монахинь в 520 обителях. Бенедиктинки-сёстры (около 4 тыс. человек) представлены в 14 конгрегациях и нескольких отдельных монастырях. Богослужение бенедиктинского монашества, основанное на римском обряде и уставе Бенедикта Нурсийского, пользовалось авторитетом в Западной церкви и повлияло на формирование литургических традиций некоторых других монашеских орденов. Возрождение монашества в Англиканской церкви началось в середине XIX в. в основном благодаря деятельности священника Р.М. Бенсона. Первая англиканская бенедиктинская община св. Марии-у-Креста в Эджуэре (Великобритания) была основана в 1866 г. священником Генри Нихиллом и монахиней Моникой Скиннер. В настоящее время существует несколько общин бенедиктинцев-англикан. Среди них наиболее известны мужские обители: община Богородицы и св. Иоанна (Олтонское аббатство, основано в 1884 г.), Элморское аббатство в Ньюбери (Великобритания, основано в 1914 г.), монастырь в Три-Риверс (США, основан в 1939 г.), Берфордское приорство (Великобритания, основано в 1941 г.), приорство св. Марка в Кампердауне (Австралия, основано в 1975 г.), приорство Служителей Христа в Финиксе (США, основано в 1968 г.), а также монастыри принадлежащих к англиканской церкви бенедиктинок: община св. Марии-у-Креста в Эджуэре, аббатство Моллинг в Уэст-Моллинг (Великобритания, основано в 1891 г.), монастырь в Пусане (Южная Корея, основан в 1993 г.). Бенедиктинским является англиканский Орден св. Креста, объединяющий мужские монастыри в Уэст-Парке (штат Нью-Йорк, США), Санта-Барбаре (штат Калифорния, США), Беркли (штат Калифорния, США), Торонто (Канада) и Грейамстауне (ЮАР, основан в 1998 г.) с общим количеством братии около 40. Жизнь (в том числе богослужебная) бенедиктинцев-англикан организована по бенедиктинскому уставу, однако Евхаристия совершается по Книге общих молитв или другому англиканскому служебнику. Бенедиктинцы-англикане находятся в постоянном общении с бенедиктинцами-католиками, с которыми они согласовывают многие аспекты монашеской жизни. Первый лютеранский монастырь – Братство св. Августина в Оксфорде (штат Мичиган, США) – был основан в 1958 г. пастором А.К. Крейнхедером. Среди существующих монастырей бенедиктинцев-лютеран известен также мужской монастырь Эстенбекк-Клостер в Эстенбекке (Швеция), основанный в 1965 г. при содействии Крейнхедера, и монастырь св. Викберта в Вернингсхаузене (ФРГ), история которого восходит к концу 1060 гг. В 1970 г. решением лютеранских церковных властей едва зародившаяся община была закрыта, однако в 1987 г. вновь возродилась (из 8 человек братии монастыря три являются католиками). Лютеранские бенедиктинские общины существуют самостоятельно и не образуют единой организации. Лит.: Усков Н.Ф. Солнце взошло на Западе: Санкт-галленский монастырский патриотизм в раннее средневековье // СВ. 1998. Вып. 60; Усков Н.Ф. Монастырь и город // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999. Т. 1: Феномен средневекового урбанизма; Усков Н.Ф. Монашество в духовной жизни города // Там же. Т. 2: Жизнь города и деятельность горожан; Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. СПб., 2001.



 
PR-CY.ru