БЕНЕДИКТИНЦЫ - Страница 2

Успех бенедиктинского устава в раннесредневековой Западной Европе объясняется в историографии второй половины XX в. (К. Халлингер, А. де Вогюэ, Й. Воллаш) не столько его достоинствами, сколько репутацией самого Бенедикта Нурсийского как «римского» аббата, вследствие этого угодного апостолу Петру. Впервые эта точка зрения встречается в начале VII в. в письме аббата Альтарипы Венеранда (современная Южная Франция). Распространению бенедиктинцев в Европе способствовала деятельность папы Григория I Великого (590–604 гг.) благодаря написанному житию святого, вдохновителя христианизации Англии с помощью бенедиктинцев, и миссия Августина Кентреберийского (ум. в 605 г.) в эту страну в 596 г. (во главе группы из 40 монахов-бенедиктинцев он в 597 г. обратил в христианство короля Этельберга и крестил за несколько месяцев около 10 тыс. его подданных). Если судьба бенедиктинцев в Италии после разрушения Монте-Кассино (577 г.) и до первой четверти VIII в. остаётся в тени, то во Франкском королевстве бенедиктинский устав фиксируется предположительно с начала VII в., прежде всего, в обителях, связанных с монастырём Люксёй (Бургундия), основанным ирландцем Колумбаном. В настоящее время в противоположность прежней концепции распространения бенедиктинского устава из Англии, куда его якобы доставил Августин Кентерберийский, доказано, что устав появился там не ранее второй половины VII в. благодаря паломникам, посещавшим Рим (епископ Йоркский Вильфрид, Бенедикт Бископ и др.). Из Англии происходит и древнейшая сохранившаяся рукопись устава (Codex Oxoniensis, около 700–710 гг.). Как в монастырях круга Люксёя, так и у англосаксов бенедиктинский устав не был единственным правилом, всякий раз выступая в сочетании с уставом Колумбана (образуя так называемый regula mixta) или обычаями ирландско-англосаксонского и древнегалльского монашества. О «чистом» бенедиктинском характере монашества не приходится говорить и в тех редких случаях, когда бенедиктинский устав формально предписывался в качестве единственно допустимого: Отёнским епископом Леодегаром (663–680 гг.) – монахам своего епископства, в первой половине VIII в. Пирмином – монастырям в Эльзасе и юго-западной Германии, англосаксами Виллибальдом (ум. около 787 г.) – монастырю Айхштетт, Бонифацием Уинфридом (672–754 гг.), который около 740 г. познакомился с уставом благодаря либо Виллибальду, либо папе Захарию (741–752 гг.), – монастырю Фульда; по инициативе Бонифация устав Бенедикта Нурсийского в качестве «римского» был законодательно определён монастырям франкского королевства (Concilium Germanicum в 742–743 гг.). При Каролингах высокий духовный авторитет монашества превратил его в один из столпов системы имперской церкви. Важным направлением политики императоров Карла Великого (771–814 гг.) и Людовика I Благочестивого (814–840 гг.) становится унификация монашества на основе бенедиктинского устава. При посещении восстановленного монастыря Монте-Кассино в 787 г. Карл Великий наряду с другими римскими «аутентичными» текстами литургического и правового характера заказал и копию с предполагаемого оригинала устава Бенедикта Нурсийского, а на Ахенских соборах (816, 817 и 818–819 гг.), подготовленных Бенедиктом Анианским (750–821 гг.), устав был предписан всем монастырям империи. С тем, чтобы обеспечить полное единообразие даже в тех сферах жизни, которые не были регламентированы уставом, Бенедикт Анианский составил и так называемый «обычай» (лат. consuetudo). Всё, что расходилось с единым уставом и единым обычаем, бенедиктинским по духу, подлежало искоренению. Если устав Бенедикта Нурсийского не содержит указания на какую-либо организацию (объединение монастырей или орден), которая, будучи надстроена над отдельными монастырями, обеспечивала бы их соответствие единым представлениям о монашеском служении, то реформу Бенедикта Анианского исследователи считают первой попыткой создания ордена бенедиктинцев, объединяющего все монастыри в рамках Франкской империи.

 



 
PR-CY.ru