АНГЕЛОЛОГИЯ - Страница 6

Ангелам неизвестно время Второго пришествия Иисуса Христа (Мк. 13:32). Искупление человеческого рода, совершённое Спасителем, для них является тайной, в которую они желают проникнуть (1 Петр. 1:12), причём постижение этой тайны совершается ими «через Церковь» (Еф. 3:9–10). Обобщая отмеченные библейские свидетельства, Феофан Затворник замечает: «Ангелы, в блаженном созерцании Божества сущии, конечно, знают многие из тайн премудрости Божией, но не все, а (лишь те), какие бывают им открываемы. Планы премудрости Божией в мироправлении и искуплении в Боге сокрыты и открываются ангелам, поскольку сие нужно для исполнения даемых им повелений. Многое же из них, особенно сокровенные причины, дальнейшие цели и то, как что будет по приведении планов в исполнение, остаётся сокровенным от них. Узнают они это уже из самих событий. События открывают им и тайны, лежащие в основе их». Преуспеяние ангелов в познании совершается одновременно с их преуспеянием в духовной жизни. Иоанн Лествичнк пишет: «Все сотворённые существа получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен, но добродетели конец беспределен..., и ангелы... не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму». Существует бесчисленное множество ангелов, о чём неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан. 7:10; Откр. 5:11; Мф. 26:53; Лк. 2:13; Евр. 12:22 и др.). Иоанн Златоуст убеждён, что есть «мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их». Кирилл Иерусалимский, сравнивая количество обитателей мира земного с миром небесным, замечает: «Населяемая земля есть как бы точка среди этого единого неба. И объемлющее землю небо имеет такое множество обитателей, какова его широта. Небеса же небес населены несравненно большим числом. Если написано «тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7:10), то не потому, что таково именно число, но потому, что Пророк не мог и сказать большего числа», которое, согласно «Ареопагитикам», «превосходит малый и недостаточный счёт употребляемых нами чисел». При сравнении количества людей и ангелов некоторые отцы церкви (Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Григорий I Великий) прибегали к притче Спасителя об овцах (Лк. 15:3–7; Мф. 18:12–14), из которой заключали, что 99 незаблудившихся овец символизируют собой количество ангелов, а одна заблудившаяся – количество людей. Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти.

 



 
PR-CY.ru