АНГЕЛОЛОГИЯ - Страница 2

Церковь же при совершении Божественной литургии поёт Трисвятую песнь, таинственно изображая херувимов. Согласно христианскому учению, ангельский мир сотворён Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Упоминаемые в нём престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в первом стихе первой главы книги Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землёй» – мир вещественный. Относительно времени создания ангелов в Библии нет прямых указаний. Большинство святых отцов считают, что ангелы сотворены до создания вещественного мира. Амвросий Медиоланский писал: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда своё начало, однако же уже существовали, когда сотворён был сей мир». Григорий Богослов, размышляя о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее», указывает, что «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир – вещественный и видимый...» Особого мнения по этому вопросу придерживался блаженный Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т.к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т.е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако Феодорит не настаивает на своём мнении. Он пишет: «Говорю же сие не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чём не говорит в точных словах Божественное Писание». Предположение о том, что ангельский мир появился ещё до создания человека, выводится из факта искушения первых людей. Поскольку Адама и Еву искушал в образе змея (Быт. 3:1–4) падший ангел, следовательно, не только создание ангелов, но и падение части их произошло до появления человека. Если о служении ангелов в Божественном Откровении содержится много сведений, то об их природе в нём почти ничего не сказано. «Вид и определение» ангельской сущности, по замечанию Иоанна Дамаскина, «знает один только Создатель». В своём служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий. Священное Писание называет их «духами» (Евр. 1:14) и относит к «невидимому» миру (Кол. 1:16). В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24:39).

 



 
PR-CY.ru