АНГЕЛОЛОГИЯ - Страница 7

Иоанн Златоуст пишет: «Есть без сомнения и другие силы, которых мы не знаем по именам... Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однако ж не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые... неисчислимые поколения, которых не может изобразить никакое слово. А откуда видно, что сил более вышеупомянутых, и что есть силы, которых и имён мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21). Видите, что есть какие-то имена, которые будут известны там, но которые теперь неизвестны». Небесные силы составляют «ангельский собор» (задостойник на литургии Василия Великого), а люди – «человеческий род». «Поэтому, – замечает В.Н. Лосский, – единство ангельского мира совершенно отлично от нашего единства. Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое... (но) гармоническое». В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. На это указывают апостол Павел (Еф. 1:21; Кол. 1:16) и многие отцы и учители церкви. Строй «небесной иерархии» подробно описан в «Ареопагитиках». Ангельская иерархия состоит из трёх триад: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы, ангелы. В «Ареопагитиках» подчёркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо, «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, – в точности знает это один Бог, Виновник их иерархии». Строй небесной иерархии не может быть выражен только в числовых соотношениях, и к нему неприемлем лишь арифметический (нумерический) подход. Триадическое построение ангельского мира символизирует его совершенный порядок и гармонию. Оно указывает, что гармония и порядок в этом мире не случайны; в своей основе они имеют Божественное Единство, которое и само выражается через числовое соотношение Единицы и Троицы. Божественная Единица тождественна Троице, поэтому вся существующая множественность, в том числе и множественность ангельского мира, несёт на себе печать как единства, так и троичности. Единица обусловливает единый характер всей небесной иерархии, а принцип троичности отражается в триадическом построении иерархических ступеней. Однако ни единица, ни троица, ни какое-либо другое число не в состоянии адекватно выразить тайну Божественного творения, поэтому число, использованное автором «Ареопагитик» при описании небесной иерархии, символично.

 



 
PR-CY.ru