АНГЕЛОЛОГИЯ - Страница 13

Такой тип изображения, где ангелы, облачённые в одежды придворных византийского императорского двора, предстают как стражи Царя Небесного, получает широкое распространение в послеиконоборческую эпоху. Начиная с XI в. в композициях литургического характера ангелы представлены как диаконы, сослужащие Иисусу Христу (роспись апсиды церкви Святой Софии в Охриде (Македония), 1040 гг.), так, в сценах Евхаристия, Служба святых отцов, Небесная литургия, Великий вход ангелы облачены в диаконские одежды, в руках держат чаши, рипиды, кадила, свечи, покровцы. В XIII–XIV вв. получает распространение изображение ангелов в воинских доспехах (в латах; икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в.; музеи Московского Кремля). Тогда же появляется изображение ангела в монашеских одеяниях, основанное на эпизоде из Жития Пахомия Великого. Впоследствии ангел в образе монаха включается в композиции «Страшный Суд» (икона «Страшный Суд», XVI в., Третьяковская галерея) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в., Серпуховский музей). В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос – Ангел Великого Совета. В позднесредневековый период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божьего Престола. В иконах типа «Достойно есть» сонмы ангелов в различных одеяниях символизируют Силы Небесные. В конце XVII в. в русском искусстве получает распространение образ ангела-хранителя. Ангелы изображаются в ветхозаветных сценах, в теофанических видениях, включаются в композиции протоевангельского цикла, двунадесятых праздников. Как правило, изображения ангелов сопровождаются надписью «Ангел Господень» или «Ангелы Господни». Символическое значение имеют одежды ангелов. Согласно «Ареопагитикам», «светлая и огнеподобная» одежда означает «Богоподобие и силу освещать сообразно с их состоянием на небе». Клавы и тавлионы подчёркивают значительность чина, занимаемого ангелами в небесной иерархии. Свободно развевающиеся концы головных повязок-тороков (слухов) свидетельствуют о предназначении ангелов слышать волю Божью. В качестве атрибутов, сопровождающих ангельские образы, приняты лабарумы с написанными на них словами трисвятой песни, и зерцала – прозрачные шары-сферы, посредством которых ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение. На зерцалах обычно пишется имя Бога (IC XC), изображается Предвечный Младенец Эммануил или голгофский крест. Жезлы означают «царское и владычественное достоинство и прямое всего исполнение». Посохи – знак того, что ангелы являются посланниками Бога. В руках они могут также держать мерила, свитки, венцы, факелы, орудия страстей, медальон с изображением Христа Еммануила (в композиции «Собор Небесных Сил бесплотных»).



 
PR-CY.ru