АНГЕЛОЛОГИЯ - Страница 10

Упоминания ангелов часты в гимнографических (песнопения) и евхологических (молитвы) богослужебных текстах. В Типиконах, используемых ныне в Русской православной церкви и греческих церквах, указаны несколько памятей архангелов и ангелов: чудо архангела Михаила в Хонех – 6 сентября, собор архистратига Михаила и проч. Небесных Сил бесплотных – 8 ноября, собор архангела Гавриила – 26 марта (на другой день после Благовещения) и 13 июля (по всей видимости, в память освящения храма во имя архангела Гавриила в Константинополе в IX в.). Согласно иерусалимскому Канонарю VII в., память архангелов Михаила и Гавриила совершалась 14 ноября; в Александрийской церкви – в один из дней: 12, 13 или 14 ноября. Основная память – 8 ноября, она была включена в месяцеслов древней Восточной церкви уже на раннем этапе его формирования и затем регулярно фиксировалась в различных соборных (иерусалимских и константинопольских) и монастырских уставах, а также в богослужебных книгах студийской и иерусалимской редакций. Память Небесных Сил бесплотных отмечена также в системе Октоиха, где она является второй литургической темой понедельника. Среди текстов понедельника во всех восьми гласах им посвящены три стихиры на «Господи воззвах» (второй цикл стихир), канон утрени, обычно атрибутируемый Феофану, тропарь на блаженнах. Акростихи канонов: «Первое ангелам пение» (первого гласа), «Пою хвалу лику ангельскому» (второго гласа), «Творю третье пение бесплотным» (третьего гласа), «Пение ангелам пятое» (пятого гласа), «Шестое бывает умных пение» (шестого гласа), «Бесплотных похвалу седьмую ношу» (седьмого гласа). На литургии понедельника (при будничной службе) поются «дневные» тропарь и кондак; употребляется также на повечерии и изобразительных Небесных Сил бесплотных, ангелы упоминаются в светильне утрени, в прокимене, аллилуиарии и причестне литургии и проч. Кроме последований и текстов, вошедших в печатные богослужебные книги по неизданным греческим рукописям XI–XV вв., хранящимся в библиотеках христианского Востока, известно 23 канона ангелам гимнографов Иосифа, Феофана, Иоанна Мавропода, Евфимия, Иоакима, Иоанна Ангела, Германа, протоспафария Антиохийского Авраамия. Известны акафист архангелу Михаилу, составленный Константинопольским патриархом Исидором I (1341–1349 гг.), и акафист, заимствованный из униатской практики и отредактированный Херсонским архиепископом Игнатием (Борисовым). Гимнографические и евхологические тексты упоминают ангелов в их отношении к Богу: Господь именуется Богом ангелов (молитва шестого часа), они предстоят Ему (анафора литургии Иоанна Златоуста), служат Ему и воспевают Его. Согласно гимнографическим произведениям, ангелы являлись свидетелями и участниками многих событий, описываемых в Ветхом и Новом Заветах.

 



 
PR-CY.ru