АНГЕЛОЛОГИЯ - Страница 4

В этом же смысле Феофан объясняет и другие места из творений святых отцов, где говорится о телесности ангелов, и в частности, из «Духовных бесед» Макария Великого: «Всякая тварь: и ангел, и душа, и демон по собственной природе своей есть тело, потому что, хотя и утончены они, однако ж в существе своём, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утончённости своего естества суть тела тонкие, тогда как... наше тело в существе своём дебело». В то же время сам епископ Феофан в цитируемом сочинении пишет: «Действительность их (ангелов) непременно должна проявляться где-либо. Они существуют где-либо, но не занимают пространства». Правда, несколько позже он скажет, что ангелы, «не оформляясь в пространстве... не имеют очертаний. Не имея очертаний, не имеют вида». Существовать где-либо и в то же время не иметь очертаний – это наиболее трудное место в представлениях Феофана о природе ангелов. Указание на местопребывание, хотя и неопределённое («где-либо»), ангельской природы должно было бы предполагать наличие у неё «очертаний», что, в свою очередь, открывало бы возможность для постановки вопроса о некой телесности ангелов, хотя и не подчинённой, по справедливому замечанию епископа Феофана, пространству, т.к. пространство – это категория не духовного, а вещественного мира. Однако Феофан вопреки мнению многих отцов церкви не видит никакой возможности для постановки такого вопроса. Ангельская природа не подчинена законам физиологии (Мф. 22:30). И хотя в Книге Товита сказано, что невесту Товии «любил демон» (6:15), этот библейский текст, по свидетельству толкователей, повествует не о плотской любви демона, а о его дьявольской ненависти. Такую ненависть проявляют к человеку злые духи, именуемые в аскетической литературе «бесами блуда». Мнение о возможности половых связей между ангелами и людьми было распространено среди некоторых отцов и учителей Древней церкви; его придерживались Иустин, Климент Александрийский, Афинагор, Тертуллиан и др. В соответствии с этим мнением они толковали, например, следующий библейский текст: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал... В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим...» (Быт. 6:1–2, 4). В этом тексте под «сынами Божиими» они понимали ангелов, поскольку ангелы в Священном Писании действительно иногда называются «сынами Божиими» (см., например, Иов. 1:6). Такое довольно странное представление об ангелах было навеяно языческой мифологией, в соответствии с которой и философ Платон, например, производил от сожительства богов с людьми героев, а также апокрифической литературой.

 



 
PR-CY.ru