АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ - Страница 3

 

С эпохи Великих географических открытий XV–XVI вв. начинается развитие библейской географии на основе трудов европейских путешественников (Ф. Шмида, Л. Раухвольфа и др.). В XVII–XVIII вв. делаются первые попытки фиксации памятников: К. Нибур систематически описал древности Месопотамии, А. Роланд – Палестины. В 1805 г. У. Зеетцен открыл места Кесарии, Аммона, Герасы, в 1812 г. И.Л. Буркхардт посетил Петру и др. Главным шагом к научному изучению восточных древностей в первой половине XIX в. стали работы по расшифровке ассиро-вавилонской клинописи и египетского иероглифического письма. Одновременно европейские дипломаты, военные инструкторы и путешественники делали первые попытки обмеров и раскопок в «библейских странах», заложив начало археологических исследований таких памятников, как Вавилон, библейский Аскалон, гробницы фараонов и храмы Египта, Ниневии (Куюнджик) и Хорсабад с дворцом Саргона II, Бехистунская надпись, а затем и Нимруд. С работ П.Э. Ботта в Ниневии (1842–1846 гг.) и О.Г. Лейарда в городах Вавилонии (1845–1848 гг.) началась месопотамская археология. Был обнаружен ряд важных для библейской истории памятников: «черный обелиск» с описанием войн ассирийского царя Салманасара III, в том числе и с Израильским царством; изображение осады Лахиша, найденное во дворцах Синаххериба на Куюнджике, а главное – библиотека Ашшурбанипала, в которой хранились клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1850 г. Лофтус продолжил описание памятников в долине Евфрата, начав с библейского Ереха (Урука). В середине XIX в. археология Древнего Египта, Малой Азии и Сиро-Палестинского региона делала только первые шаги: в Египте в 1842–1845 гг. работала прусская экспедиция, опубликовавшая свои исследования «Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien» (в 12 т.); в 1850 г. в Египет за коптскими рукописями отправился О.Ф. Мариет; в Малой Азии Британский музей начал раскопки Эфеса. Особенно важными для развития библейской археологии были исследования в Святой земле, однако работы здесь продвигались медленно. Научный этап начался с путешествия по Палестине в 1838 г. американского гебраиста Э. Робинсона и миссионера Э. Смита. Они на месте описали ряд археологических памятников, отождествив их с известными из Библии городами. Дело продолжили немецкий исследователь Т. Тоблер и француз В. Герен, начавший в 1852 г. проект по нанесению памятников на карту и их обмеру. Картографирование памятников Западной Палестины в 1871–1878 гг. провели К.Р. Кондер и Г.Г. Китчинер; памятников Хаурана и Северной Иордании в 1896–1901 гг. – Г. Шумахер и А. Мусил; значительно позже описание памятников Южной Иордании и пустыни Негев проделал Н. Глюк. Важным шагом стало основание в 1865 г. Палестинского исследовательского фонда для изучения Иерусалима. Раскопки здесь велись уже с 1848 г., когда Л.Ф. де Сольси расчистил урочище «царских гробниц» (могилы царей Адиабены). Научное изучение топографии и истории города начали в 60-х гг. XIX в. сотрудники фонда, британские офицеры Ч. Уоррен и Ч. Уилсон. Де Сольси и Уоррен не были археологами, поэтому их работа в Иерусалиме и Иерихоне оказалась малорезультативной и породила путаницу: памятники эпохи Ирода Великого (I в. до н.э.) приписывали царю Соломону, а Телль-эль-Фуль (крепость Маккавеев) была отнесена к эпохе крестовых походов. В 1872–1878 гг. для обследования Западной Палестины Палестинским исследовательским фондом была организована экспедиция под руководством Китчинера и Кондера; книги последнего о результатах его работ служили учебником многим поколениям исследователей и сохранили значение до настоящего времени. Значительным событием в истории становления библейской археологии были находки Ш. Клермон-Ганно, французского консула в Палестине (с 1867 г.), который заложил основы палестинской эпиграфики, введя в научный оборот ряд важнейших для библейской археологии объектов: стелу моавитского царя Меши, надпись на греческом языке, запрещающую неевреям вступать во двор иерусалимского храма, граффити на оссуариях; он же отождествил руины г. Гезера и т.д.

 



 
PR-CY.ru