АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ - Страница 15

От решения вопросов древней истории часто зависела возможность построить систему национальной идеологии этих государств, обосновать права на расселение или контроль над территориями. Уже в 20–30-х гг. XX в. молодежные организации евреев в Палестине требовали от молодых переселенцев участия в археологических работах, полагая, что прямой контакт с древностями станет одним из средств формирования самосознания нации. Позже израильские археологи создали собственную систему изучения «библейского прошлого» и ставили своей целью заполнить пробелы в истории «эпохи завоевания» Ханаана, формирования монотеизма, эпохи Второго храма и иудейских войн. Государственная поддержка помогла израильской археологии в 70–90-х гг. не только выдержать соперничество в полевых исследованиях, но и быстро создать обобщающие труды, реконструирующие ход исторического процесса в Сиро-Палестинском регионе в эпоху от бронзового века до Римской империи. Результаты открытий использовались в идеологической, политической и религиозной борьбе. Однако уже в 80-х гг. некоторые исследователи истории Древнего Израиля заговорили о чрезмерной односторонности «израильской парадигмы» в исследованиях Святой земли. Ряд ученых (Ф.З. Дейвис, Т.Л. Томпсон, Н.П. Лемхе) обвинили их в «похищении истории», в попытке присвоить «наследие Палестины», принадлежащее палестинцам-мусульманам. Они исходят из того, что тексты Ветхого Завета датируются не ранее времени персидского пленения или эпохи эллинизма и поэтому непригодны для реконструкции истории древнего Израиля. Традиционно библейскую археологию обвиняют в неверных выводах относительно отсутствия городов в центре Палестины бронзового века, в невыработанности критериев для различия культур хананеев и евреев и даже в отсутствии археологических подтверждений существования хананеев, в невозможности существования государств Иудеи до VII в. до н.э. из-за ее слабой заселенности и т.д. Это вызвало реакцию со стороны младшего поколения учеников Олбрайта во главе с У. Девером, которые противопоставили отказу признавать древности раннего железного века «израилитскими» конкретные находки (в  частности, надписи IX в. до н.э. из Дана (Северный Израиль), где упомянут «дом Давида» и «царь Израильский»), а также полиэтничность памятников Палестины эпохи железного века, относя их к разным культурам (Гезер – ханааниты, Избет-Сартах – протоизраилиты, Телль-Микна – филистимляне и т.д.). Библейская археология – это независимая область изучения памятников материальной культуры прошлого, тесно связанная со смежными дисциплинами (общая археология, этнография, социология), с естественными и точными науками. В отличие от нее сиро-палестинская археология не рассматривает историю древнего Израиля как уникальную, Священную историю, но изучает Ханаан и Израиль как часть сложного процесса развития жизни на Древнем Востоке, как часть «истории расселения», стремясь раскрыть ход реального культурного процесса и самого феномена культуры в Палестине. Археология, не имея собственных конфессиональных интересов, способна открыть новые возможности изучения Библии как исторического источника и чуть ли не единственная, которая способна вводить в научный оборот независимые источники и новые данные о событиях, описанных в Библии. Археологические находки дают представление о культурном фоне Древнего Востока, на котором путем сравнительных исследований выявляются особенности Израиля как культурно-исторической области. Возросший в последние десятилетия научный потенциал библейской археологии позволил ей отказаться от исполнения узкоконфессиональных библейско-географических и апологетических функций проецирования и интерполяции мест, описанных в Библии, на реальный палестинский ландшафт, иллюстрирования библейских цитат «живыми примерами», отыскания подходящих аргументов для теологических дискуссий. В новом тысячелетии библейская археология продолжает оставаться одной из самых перспективных и результативных областей библеистики, способствующих укреплению межконфессиональных отношений и диалогу светского и религиозного мировоззрений. См. также БИБЛЕИСТИКА и БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА



 
PR-CY.ru