АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ - Страница 4

 

В 60-х гг. XIX в. в исследования древнего Иерусалима включились русские ученые. Возглавив в 1865 г. Русскую духовную миссию в Иерусалиме, архимандрит Антонин (Капустин) организовал раскопки и опубликовал их итоги на передовом для своего времени научном уровне. Им был открыт второй обвод городской стены (445 г. до н.э.), «Судные врата» и часть конструкций базилики императора Константина. В те же годы профессор Киевской духовной академии А.А. Олесницкий начал издавать очерки древностей Палестины. Базовую роль в их натурном изучении играло императорское Палестинское православное общество (с 1882 г.). В 90-х гг. XIX в. им был поддержан ряд экспедиций в Святую землю под руководством Н.П. Кондакова, М.И. Ростовцева, Н.Я. Марра, в 10-х гг. XX в. предполагалось открыть русский археологический институт в Иерусалиме. Войны и революции первой половины XX в. помешали российским ученым продолжить полевые исследования, поэтому западноевропейская библейская археология удерживает приоритет и по сей день. В конце XIX – начале XX в. изучение древностей, имеющих значение для библейской археологии, ускорилось, обусловленное вненаучными геополитическими предпосылками (ослабление Турции, «освоение» Ближнего Востока европейскими государствами) и связанное с формированием методов научной археологии, с потребностью богословов на основании археологических источников опровергнуть выводы критиков. Однако диспропорция в развитии полевых исследований еще сохранялась: первенство оставалось за объектами Месопотамии и Египта, земли которых были лучше изучены, а памятники давали множество письменных источников. Археологические методы, апробированные в Египте и Шумере, были применены в Сирии и Палестине Флиндерсом Питри и его учениками. В 1872 г. среди 25 тыс. текстов из библиотеки Ашшурбанипала был обнаружен вавилонский вариант описания потопа – «Эпос о Гильгамеше» (недостающую часть текста эпоса нашел Дж. Смит в Куюнджике). В Ниневии были найдены глиняная призма с анналами Ашшурбанипала и 4 цилиндра с описанием походов Синаххериба, в том числе вторжения в Иудею и осады Иерусалима. Последовали и открытия более древних памятников Шумера, систематическое исследование Вавилона Р. Кольдевеем (1899–1917 гг.), который воссоздал структуру укреплений, жилых кварталов, дворцов и храмов города, а также открытие Ч.Л. Вулли г. Алалаха за р. Оронт. В начале XX в. появилась хеттология: в 1906 г. немецкий ученый Г. Винклер приступил к работам в Сидоне и Богазкёе, но тексты из Богазкёя, написанные на хеттском языке, расшифровал лишь через 10 лет чешский ученый Ф. Грозный. С 80-х гг. XIX в. начался новый расцвет археологии в Египте. В 1887 г. были случайно открыты в руинах Телль-эль-Амарны первые таблички с амарнскими письмами, содержащими новые сведения о жизни и политике Египта и древнего Ханаана до его заселения древними евреями. В Сиро-Палестинском регионе период разведок надолго затянулся. Хотя в 70–80-х гг. XIX в. здесь возникли Американское Палестинское исследовательское общество лютеран, Германский Палестинский союз (1877 г.), русское Православное Палестинское общество (1882 г.), доминиканская Французская школа библейских и археологических исследований (1894 г.), францисканская Библейская школа и др., они не смогли организовать на научной основе долговременные раскопки на крупных объектах. Тем не менее проведенные ими разведывательные работы позволили продолжить традиционную реконструкцию исторической географии Палестины. В 1890 г. Ф. Питри перенес в Палестину ранее отработанную на египетских памятниках методику исследований. Для организации научных раскопок он выбрал Телль-эль-Хеси, который отождествлял с Лахишем (в настоящее время стало ясно, что это библейский Еглон). Здесь был сделан вертикальный разрез, определены и зафиксированы последовательные культурные слои с присущей каждому из них керамикой.

 



 
PR-CY.ru