АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ - Страница 2

 

Археология библейская, таким образом, с одной стороны, почти полностью совпадает с ходом археологического изучения Ближнего Востока, с другой –   характеризуется попытками богословов применить и осмыслить полученные археологией знания. Она способна зафиксировать отдельные детали культурного развития региона, отражающие крупномасштабные экономические, социальные, политические, даже климатические сдвиги, но она не претендует на исчерпывающее знание причинно-следственной связи этих изменений. В ведении библейской археологии – полевое открытие артефактов, учет контекста их обнаружения, реконструкция и первичная интерпретация среды, современной находкам, археологическая датировка культурных пластов, воссоздание связей древнего письменного источника с аутентичной ему материальной культурой. «Кабинетные» выводы библейской археологии подкрепляются данными других наук: египтологии, хеттологии, кумранистики, папирологии и т.д. Разработка универсальной методики сопоставления археологических данных с библейскими текстами в русле библейской археологии осложняется двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны, этому мешал поиск точных археологических эквивалентов даже малозначительным библейским событиям, которые вряд ли оставили заметные следы в культурных слоях, а с другой стороны – желание опровергнуть библейские предания любым археологическим материалом. В эпоху становления библейской археологии не раз наблюдалась тенденция все значительные находки в ближневосточном регионе связать с библейской историей, но этому препятствовал критический подход. Исследователи различают два этапа в истории открытий в сфере становления библейской археологии: донаучный и научный. Их границей является вторая половина XVIII – первая треть XIX в. Донаучный этап представлен именами испанского раввина Бенджамина из Тудела (XII в.), шведского путешественника Феликса Шмида (XV в.), немецкого путешественника Л. Раухвольфа, фламандца И. Зуаларта, голландца Иоанна Коотвика (XVI в.), итальянца Пьетро дела Валле, голландца А. Роланда, датчанина Карстена Нибура (XVII в.) и др. Научный этап подразделяется на два периода. Первый охватывает период с XVIII в. по 20-х гг. XX в., когда доминировали исследования в Египте и Месопотамии. Второй – сиро-палестинский период, когда раскопки велись в Малой Азии, Сирии, Иордании и Святой земле (его начало приходится на рубеж XIX–XX вв.). Научный период был предварен изысканиями гебраиста Э. Робинсона и миссионера Э. Смита, картографирование Палестины (1852, 1871–1878, 1896–1901 гг.) немецкими и французскими экспедициями, создание Британского Палестинского исследовательского фонда для изучения Иерусалима (1865 г.), Американского общества исследователей Палестины (1870 г.), Германского Палестинского общества лютеран (1878 г.), доминиканской Французской школы библейских и археологических исследований (1894 г.), а также археологическая деятельность архимандрита Антонина (Капустина), главы Русской духовной миссии в Иерусалиме (основана в 1849 г.). Однако интерес к памятникам тех событий, о которых рассказывает Библия, отмечен еще с эпохи поздней античности у иудеев, христиан, а после возникновения ислама и у мусульман. Он отражен в попытках создания историко-географических сводов («Иудейские древности» Иосифа Флавия, «De situ et nominis locorum hebraicorum» Иеронима, «Ономастикон» Евсевия Кесарийского) и в паломнической литературе (итинерариях, хождениях и т.п.). Среди последних выделяются тексты ранневизантийской эпохи и сочинения таких путешественников XII в. по Востоку, как русский игумен Даниил, испанский раввин Вениамин (Бенджамин) Тудельский и пилигримы-католики, хлынувшие в Святую землю вслед за крестоносцами.

 



 
PR-CY.ru