АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ - Страница 5

 

Американский исследователь Ф.Дж. Блисс утвердил и развил принципы Ф. Питри на Телль-эль-Хеси, составив хронологическую «шкалу Питри-Блисса 1894 года» начиная с 1500 г. до н.э. Это была первая, хотя и локальная стратиграфическая шкала с относительными датами, полученными путем анализа керамики. На длительный период она стала основой для определения датировок памятников. Свой вклад в работы на Святой земле внесли первооткрыватель важной для истории Палестины Минойской цивилизации А. Эванс и Ф.С. Дики, работавшие в Иерусалиме (1894–1900 гг., в 1894–1897 гг. вместе с Блиссом) и на памятниках Шефелы – юго-западной равнинной части Палестины (Телль-эс-Сафи, Телль-эз-Захария, Телль-эль-Джудейде, Телль-Сандаханна). Вышедшие уже в начале XX в. отчеты Блисса и Дики исследователи считают образцами научной тщательности для того времени. Р. Макалистер при работах в Гезере (1902–1909 гг.) пренебрегал стратиграфией, фиксацией и даже обмерами, и памятник был поврежден. Не были особенно успешны работы австрийского ученого Э. Зеллина на Таанахе (1901–1904 гг.). Усилиями немецких ученых были организованы работы в Мегиддо (Телль-эль-Мутеселлим), во время которых открыли «печать Иеровоама» (под руководством Г. Шумахера, 1903–1905 гг.). В 1907 г. группа ученых обследовала синагоги Галилеи, позже Х. Коль и К. Ватцингер начали работы на храме Баальбека. Они изучали также руины античных синагог. Кроме того, Ватцингером и Зеллином велись раскопки ветхозаветного Иерихона (1907–1909 гг., Телль-эс-Султан). Поворотным пунктом в развитии библейской археологии перед Первой мировой войной считаются работы экспедиции Гарвардского университета под руководством Дж. Рейснера (совместно с К.С. Фишером) в Самарии (1908, 1910–1911 гг.). Д. Макензи, возглавивший раскопки в Бет-Шемеше (Телль-эр-Румейлех, 1911–1912 гг.), выявил большое количество фрагментов эгейской («филистимской») керамики. Были обнаружены места нескольких библейских городов: в 1913 г. Ватцингер и Зеллин открыли Сихем (Телль-Балата) вместе с самарийским храмом на горе Гаризим (работы продолжались до 1934 г.). Еще в конце XIX в. произошло расширение зоны археологических поисков на территориях, связанных с новозаветной историей. Если в середине – второй половине XIX в. следы первых христиан искали почти исключительно в Риме, то к концу столетия их обнаружили в Малой Азии, в Греции, на Балканах и в Египте. У. Рамсей сделал в Малой Азии важнейшие открытия, подтвердив историко-географическую достоверность Евангелия от Луки; его работы повлияли на развитие и популяризацию христианской археологии. Не менее значительным было возникновение папирологии. На рубеже 80–90-х гг. XIX в. в результате раскопок Ф. Питри нашел тексты на папирусах в Файюме, в 1895 г. Б. Гренфелл и А. Хант обнаружили первые раннехристианские тексты в Оксирихе под Каиром. Эти тексты дали необходимые для лингвистических и исторических интерпретаций сведения, позволили изучить общегреческий диалект. Не менее важными были находки арамейских папирусов V в. на о-ве Элефантина. Межвоенные годы, особенно 1920–1935 гг., называют «золотым веком» ближневосточной археологии. После Первой мировой войны были открыты для археологических работ земли бывшей Турецкой империи, на управление которыми получили мандаты Англия и Франция. На Ближнем Востоке находили все большее применение методы раскопок, разрабатываемые доисторической и классической археологиями. Особое значение имели возросший интерес к археологии, а также продолжение богословской полемики между «модернистами» и «традиционалистами».

 



 
PR-CY.ru