АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 12

В данной статье протестантская антропология рассматривается в её классическом, лютеранском, смысле, в основном, в традиционном толковании. Кальвинизм в антропологии отличается только своим крайним предестинационизмом, преувеличенным толкованием учения Августина Блаженного о предопределённости Богом одних людей к спасению, а других – к вечной погибели. В настоящее время в кальвинистской теологии эти предестинационные категории малоупотребительны, и антропологии двух крупнейших направлений протестантской теологии уже едва различимы. Источниками протестантского учения о человеке служат кроме библейских текстов, в основном, вероисповедные документы XVI в., собранные в так называемой «Книге согласия» («Liber concordiae»). Разнообразие современных теологических рассуждений следует за текущими философскими парадигмами и темами (освобождение, феминизм, права человека и др.). Человек и его отношение к Богу и миру. Протестантская антропология предполагает, что конечный (тварный), в истории существующий человек определяется не в сравнении с иной тварью, не с человеком как таковым, но в сопоставлении человека с Богом в Иисусе Христе. Классическое протестантство считает, что Слово Божье в Библии есть слово осуждения и одновременно благодати. Слово Евангелия осуждает прежние представления человека о себе, и в то же время он узнаёт правду о себе (Ин. 5:24 и сл.). Закон и Евангелие, осуждение и благодать составляют искупительное действие; через искупительное действие Бог в Иисусе Христе посредством слова Священного Писания, таинств крещения и евхаристии сообщает человеку новую жизнь и через неё – новое представление о себе. Образ Божий в человеке. По Мартину Лютеру, образ Божий в человеке в результате грехопадения полностью уничтожен, поэтому речь идёт только об отношении человека к образу Божию, при определении которого используются категории «вера» и «неверие», т.е. приятие или неприятие Слова Божия. В свете этого выбора человек рассматривается как тварь и как грешник. «Тварь» и «грешник» суть атрибуты человечности перед лицом совершенного Бога. Это положение не отражает ни психологического анализа, ни моральной оценки человеческих поступков – оно описывает экзистенциальную категорию в свете Божественного Откровения. Согласно Библии, человек в промежутке между грехопадением в раю и воскресением из мёртвых характерен своей тварностью и греховностью. До грехопадения человек жил в состоянии первоначальной целостности (лат. status integritatis); после воскресения верующий будет прославлен (status gloriae), однако в земной жизни он пребывает в состоянии испорченности (status corruptionis) и даже уверовавший знает, что, пока он живёт на земле, он не свободен от греха (1 Ин. 1:8). Праведность, данная в творении, была утрачена в грехопадении. Это означает, что человек несёт в себе образ Божий только до грехопадения и потом – после воскресения из мёртвых. Иисус Христос един без греха (Евр. 4:15), и Он единственный подлинный Образ Божий. Динамический характер образа Божия в человеке. Падение Адама, через которое был утрачен образ Божий, не представляет собой единичного акта непослушания; оно не является восстанием против власти Божьей одного человека. Падение Адама изменяет экзистенциальную историю человечества. Как Адам проявил недовольство своим положением, так же человек в истории не удовлетворяется ясным и понятным повелением Божьим в Слове Божьем, а стремится вырваться за пределы, предначертанные Богом, и освободиться от зависимости от своего Творца.

 



 
PR-CY.ru