АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 14

Классическое протестантство в период своего возникновения рассматривало человека в схоластических категориях, считая, что субстанцией в человеке является его богосотворённость, тогда как акциденцией является первородный грех – работа сатаны. Человек как творение Божье получает благодать Божью, однако как грешник он наследует осуждение Божье. Человек собственными силами не может постичь ни собственную тварность, ни греховность. Он не обладает природными способностями, чтобы определить, является ли его опыт выражением Божьей любви или Божия гнева. Один Бог может сообщить это человеку. Определяя понятие тварности, протестантские теологи стараются избегать эмпирических соображений: в конкретной реальности невозможно разделить тварность и греховность. Как тварь, подобно остальному тварному миру, человек был рождён из ничего Словом Божьим. Хотя человек – венец творения, он всё же часть его (aliqua portio creaturae Dei). Субстанциально он не имеет отношения к Богу (он не рождён от Бога), а, скорее, принадлежит к органической и неорганической природе. Человек конечен и ограничен, будучи созданием Творца. Он может только вообразить свою независимость, но не может достичь её в реальности. Как всё остальное творение, оно одобрено Богом – «это хорошо». Человек создан для жизни и снабжён способностью продолжить свой род. Хотя он и состоит в субстанциальном единстве со всем тварным миром, человеку даны три преимущества: ему дан мир во владение, Бог обращается к нему с особым словом (обещание и предупреждение), он создан по образу Божию (ряд современных протестантских теологов, следуя Мартину Лютеру, отрицают всякое присутствие образа Божия в человеке после грехопадения, но некоторые (Рейнгольд Нибур) признают его наличие в человеке). «Состав» человека. Субъект и центр Библейской вести – действующий и говорящий триединый Бог, а не человек; однако человек является самым важным объектом и постоянной темой священной истории. В связи с тем что Библия несёт на себе следы конкретного человеческого присутствия (различные исторические эпохи, личности авторов и т.д.), в ней встречаются люди разной психосоматической структуры. Для веры (а также богословия и догматики) безразлично, дихотомичен ли состав человека (тело и душа) или трихотомичен (тело, душа, дух). Священное Писание утверждает не какие-то составные части человека, а его целостность. Библия, конечно же, сообщает о различиях и противоречиях между телом и душой, однако, по мнению протестантской теологии, эти противоречия никоим образом не определяют решения и действия человека. Предназначение человека. Первоначально протестантское богословие отвергало попытки проникнуть в смысл творения как действия непостижимого Бога (Deus absconditus). Задачей богословия, как её определял Мартин Лютер, было познание человеческой греховности и «теологии Креста», где верующий может узреть страждущего Христа. Поэтому в классическом протестантизме предназначение человека не рассматривается, поскольку это часть непостижимой тайны творения. Грехопадение и его последствия. Протестантские представления о грехопадении закреплены в лютеранских вероисповедных текстах: «…Конфликт и война плоти против Духа продолжается также в избранных и истинно перерождённых»; «…наша недуховная природа постоянно предлагает греховные желания, хотя и Дух в нас сопротивляется этому». Грех и тварность можно разделить только концептуально, но не эмпирически. Оба понятия имеют отношение к цельности человеческого бытия. Один Бог знает, где лежит грань между «падшестью нашей природы» и «собственно природой». «Насколько глубоко и серьёзно была повреждена человеческая природа – постичь невозможно, но этого можно достичь через откровение Священного Писания».

 



 
PR-CY.ru