АРАВИЯ - Страница 8

По сравнению с областями, близкими к Сирии, Палестине и Месопотамии, в глубь Аравии христианство продвигалось медленно. Во Внутренней Аравии обнаружено небольшое количество христианских археологических и эпиграфических памятников, наиболее значимыми среди которых являются шесть надписей на греческом языке из Северного Хиджаза и культовое сооружение, раскопанное в Эль-Джубайле на востоке полуострова. И дело здесь не только в слабой изученности этого региона. Согласно мусульманскому историку IX в. аль-Якуби, в доисламскую эпоху лишь незначительное количество арабских племён обратилось в христианскую веру, причём подавляющее большинство из них (таглиб, танук, бахра, салих, гассан, лахм и тамимитское подразделение бану имра ал-кайс ибн зайд) обитали у северных рубежей Аравии. Принятие христианства некоторыми представителями курайшитского рода Асад ибн Абд аль-Узза в Мекке исследователи объясняют их участием в транзитной торговле, тогда как переход в новую веру части кочевавших у северо-восточных окраины Йемена мазхиджитов, скорее всего, был связан с влиянием сильной христианской общины в Награне. К перечисленным племенам следует добавить несколько киндитских родов, боровшихся с Гассанидами за гегемонию в Северо-Западной Аравии в конце V – начале VI вв. После прихода ислама некоторые обитавшие у границ Сирии северо-аравийские племена, такие, как таглиб и танух, сохранили верность христианству, активно участвуя при этом в арабских завоеваниях. Халифы династии Омейядов (вторая половине VII – первая половина VIII вв.), существенная роль в политике которых отводилась арабской племенной солидарности, терпимо относились к ним. С приходом же к власти династии Аббасидов ситуация резко изменилась, и вскоре последние остатки северо-аравийского христианства исчезают. Так, танухиды были вынуждены принять ислам из-за репрессий аббасидского халифа аль-Махди (775–785 гг.). Тем не менее, небольшие племена аравийских кочевников, исповедовавших христианство, например, бедуины-униаты из района Мадаба (Иордания), сохранились до настоящего времени и в последние десятилетия попали в поле зрения этнографов. Появление христианства в бассейне Персидского залива связано с миссионерской деятельностью христиан Ирана, составивших в середине V в. ядро несторианской церкви. В середине 360 – начале 370 гг. св. Абд Йашу крестил жителей одного из островов, расположенных у побережья Бахрейна (по мнению исследователей, нынешнего острова Абу-Али), и основал там монастырь. Примерно тогда же в регионе сложилось две митрополии: Бет-Катрайе, включавшая в себя Бахрейн, Дарин, Эль-Катиф, Эль-Хасу и, как полагают исследователи, полуостров Катар, и Бет-Мазунийе, охватывавшая территорию современных Объединённых Арабских Эмиратов и западную часть Омана, с центром в Сухаре. Где проходила граница между ними, исследователям точно определить не удаётся. К настоящему времени в Персидском заливе обнаружен ряд христианских археологических памятников, таких, как церковь на острове Файлака близ побережья Кувейта и монастырские комплексы на острове Сир-Бани-Яс, в Абу-Даби, на городище Эль-Хаур. Христианство в этом регионе Аравии сохранялось и после прихода ислама. По крайней мере, в 670 гг. несторианская митрополия Бет-Катрайе продолжала существовать и насчитывала в своём составе несколько епархий. О дальнейшей её истории исследователям почти ничего не известно. Исследователи полагают, что cохранение несторианства в Йемене IX–XIII вв. связано с продолжением религиозной и торговой деятельности несториан в Персидском заливе. О распространении христианства в Южной Аравии см. ст. «Йемен».



 
PR-CY.ru