АРАВИЯ - Страница 6

В качестве хранителей святилища выступали садины, которые не являлись жрецами. Частым атрибутом идола был Оракул. Гадали по стрелам, по полёту птиц и бегу зверей, по внутренностям жертвенных животных и т.п. Существовали также прорицатели – кахины, которые в состоянии транса отвечали на вопросы, часто рифмованной прозой – садж. Рядом со многими идолами находилось «запретное пастбище» (хима). Если туда забредал какой-либо скот, то владельцы теряли право собственности на него. Как правило, таких животных (не только коз и овец, но даже верблюдов) приносили в жертву идолу и мазали его их кровью. Человеческие жертвоприношения среди доисламских арабов были редкими и случались, как правило, во время войн: аль-Мунзир III принёс в жертву аль-Уззе некоего знатного пленника. Одним из важнейших обычаев аравийского политеизма было ежегодное паломничество к тем или иным святыням, приуроченное к определённым датам. Так, хадж в Мекку и поклонение Каабе приходились на конец первой декады месяца зу-л-хиджжа. Племена, особо почитавшие Каабу, были объединены в своего рода амфиктионию, называвшуюся кабаил ал-хумс (племена ревностных). Большинство обрядов, соблюдавшихся ими во время паломничества, были освящены исламом и стали обязательными для всех мусульман. Ислам безжалостно покончил с идолопоклонством. Сторонники Мухаммада и первого халифа Абу Бакра (632–634 гг.) разрушили кумиры аравийских божеств и перебили садинов. В то же время появились предания, стремившиеся приукрасить расставание с языческим прошлым. Так, у ряда аравийских племён, происходивших из Хадрамаута, сложились похожие легенды о низвержении идолов самим Аллахом, предварительно посылавшим откровения их хранителям, которые затем добровольно принимали ислам. Начало распространения христианства в Аравии приходится на середину IV в. Новая религия проникала в Аравию по трём основным направлениям: с территории восточных провинций Римской империи в северную часть полуострова (от границ империи до Срредней Месопотамии); из Ирана, главным образом, через христианские общины Месопотамии, на острова Персидского залива и в области, лежащие на его Аравийском побережье; наконец, благодаря транзитной торговле по Красному морю через Химьяритское царство на юге. В результате на полуострове образовалось три самостоятельных, непосредственно друг с другом не связанных очага христианства. Различной была и их историческая судьба. Поздняя Римская, а затем Византийская империи пытались различными способами обезопасить границы своих ближневосточных провинций от беспокойных соседей – арабов-кочевников. Христианизация верхушки бедуинских племён позволяла включить их в орбиту имперского влияния. Однако имперским властям пришлось довольно скоро столкнуться с настойчивым стремлением новообращённых арабов к иерархической независимости. Наиболее раннее упоминание о распространении христианства среди обитателей Северной Аравии связано с царицей Мавией, христианкой, которая в 376 г. развязала войну против римлян и согласилась заключить с ними мир лишь при условии рукоположения во епископа для подчинённых ей арабов некоего Моисея, человека из её племени.

 



 
PR-CY.ru