АРАВИЯ - Страница 7

Требование царицы было выполнено, причём Моисей оказался убеждённым противником арианства, которому в те годы покровительствовала императорская власть. Принятие христианства племенем Мавии исследователи датируют, по крайней мере, серединой IV в. К племени салих принадлежал Даджам (Зоком), христианин и ромейский филарх второй половины IV в., известный церковным историкам. На 420–430 гг. приходится деятельность перешедшего на сторону Византии филарха «персидских арабов» Петра, который достиг сана епископа. Одновременно с христианизацией бедуинских вождей принятие новой веры арабами происходило «снизу». Значительную роль в этом сыграл св. Симеон Столпник, который приобрёл в середине V в. особенный авторитет среди арабов из племенного союза Лахмидов. К концу V в. в сферу влияния Византии попадает племенной союз Гассанидов, который разгромил вождей Салихидов и взял под контроль арабские племена византийские пограничья. Тогда же происходит обращение племени гассан в христианство. Самым ярким представителем династии Гассанидов был аль-Харис ибн Джабалла (около 528 – 569 гг.), филарх арабов Палестины и патрикий Византийской империи. В то же время Гассаниды отнюдь не были византийскими марионетками: их цари проводили свой курс и отстаивали собственные интересы, в том числе и в религиозной сфере. Господствующим направлением христианства среди кочевавших у границ Византии арабов стало гонимое в империи монофизитство, что исследователи объясняют как желанием гассанидских правителей и подвластных им вождей отстоять свою самобытность в духовной сфере, так и влиянием сирийцев, этнически родственных арабам и в VI в. в большинстве также сочувствовавших монофизитам. Заслуживает внимания предположение исследователя Нины Викторовны Пигулевской о существовании сиро-арабской койне, на котором представители этих народов общались друг с другом. Особым покровительством царя аль-Хариса ибн Джабалы пользовался епископ Иаков Барадей, основатель сирийской Яковитской церкви. Именно догматические, а, по существу, этнополитические противоречия между Византией и Гассанидами привели к свержению в 581 г. последнего правителя из этой династии аль-Мунзира ибн аль-Хариса и к распаду его царства. Прошло всего несколько десятилетий, и империи пришлось в полной мере ощутить последствия своей недальновидной и негибкой политики в отношении арабов: в 630 гг. отсутствие союзного Византии арабского государства у границ Сирии и Палестины существенно облегчило мусульманам завоевание этих областей (см. Арабские завоевания). Столица царства Лахмидов города Хира (современный Юго-Западный Ирак) в V в. стал крупнейшим центром христианства в Северной Аравии, несмотря на негативное отношение некоторых лахмидских царей-язычников к этой религии. Здесь сталкивались интересы месопотамских общин несториан, монофизитов и православных. Ещё во второй половине IV в. монастырь в окрестностях Хиры заложил несторианский святой Абд Йашу. В начале V в. епископом этого города был страстный апологет монофизитства Симеон Бет-Аршамский. Христианство исповедовали лахмидские цари Амр ибн аль-Мунзир (554 – 569/570 гг.) и ан-Нуман III (580–602 гг.).

 



 
PR-CY.ru