АРАВИЯ - Страница 4

Распространение иудаизма и христианства в некоторых городах и оазисах, а также среди кочевников в первых веках н.э. не изменило общей картины: в целом Аравия до Мухаммада оставалась политеистической. При этом религиозная ситуация в различных регионах полуострова отличалась значительным своеобразием. Создатели высокоразвитой самобытной цивилизации, сформировавшейся на рубеже II–I тыс. до н.э. в юго-западной части Аравии (Йемена), исповедовали особую религию со своим пантеоном и культом, которая имела свою разновидность в каждом из древнейеменских государств. Подданные Набатейского царства, обитатели Пальмиры, жители северомесопотамского города Хатра, писавшие на арамейском языке, но говорившие по преимуществу на северо-аравийских диалектах, были приверженцами синкретических верований, в которых поклонение местным аравийским божествам сочеталось с древними переднеазиатскими, эллинистическими, иранскими и прочими культами. Сведения о языческих верованиях земледельцев и кочевников внутренних областей Аравии фрагментарны и рассеяны, в основном, по двум группам источников: памятникам северо-аравийской эпиграфики (деданские, лихьянские, сафаитские, самудские, хасаитские и прочие надписи) и средневековым сочинениям мусульманских авторов, которые писали о верованиях и обрядах времён ал-джахилий («неведения»). Дополнением к ним служат скупые сообщения ассирийских, античных и византийских источников. Полный список божеств исследователи могут воссоздать лишь для определённых периодов и отдельных мест (например, для оазиса Тайма в V–IV вв. до н.э.), однако их функции, родственные взаимоотношения, связанные с ними культы и ритуалы, за редкими исключениями, остаются неизвестными. Что касается общей древней аравийской мифологии, то само её существование остаётся под вопросом. Так, почти безраздельно господствовавшая в начале – середине XX в. в арабистике и семитологии концепция Д. Нильсена об астральной триаде в настоящее время отвергается большинством специалистов. Первые сведения о божествах Аравии содержатся в анналах ассирийского царя Асархаддона (680–669 до н.э.), который в ответ на обращение аравийского вождя Хазаела дал согласие возвратить в оазис Дума (культовый центр, существовавший вплоть до прихода ислама) статуи божеств, увезённые его отцом Синаххерибом (705–681 до н.э.), перечисленные в следующем порядке: Атарсамаин, Даа, Нуха, Рулдау, Абириллу, Атаркурума. На первом и последнем месте в этом списке стоят различные местные ипостаси бога Астара, который являлся главой пантеона древней Южной Аравии, но почитался и за её пределами. Нуха засвидетельствована в самудских и сафаитских надписях в форме nhy. Рулдау следует отождествить с Руда или Раду, природа которого исследователям неясна. Одни исследователи считают Рулдау мужским божеством (Геродот называл его Ороталт и рассматривал как воплощение Диониса), другие – хтонической богиней земли и плодородия. Божества Даа и Абириллу нигде более не упоминаются. В оазисе Тайма в середине I тыс. до н.э. почитались три божества, очевидно, арамейского происхождения: Цалам (букв. – статуя, идол), Cангила и Ашима, функции которых исследователям неясны.

 



 
PR-CY.ru