АРАВИЯ - Страница 3

В Ветхом Завете арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к середине I тыс. до н.э. В Синодальном переводе термин «арабы» обычно передаётся как «аравитяне». При этом Северная Аравия иногда специально именуется «землёй восточной» (Быт. 25:6), а её обитатели – архаическим термином «сыновья востока» (3 Цар. 4:30 и др.). Различные страны и племена Аравии упомянуты в родословии сынов Ноя (Быт. 10), где южно-периферийные семитские племена рассматриваются как потомки Хуша, сына Хама (Быт. 10:6–7). Поскольку многие царства и народы Аравии образовались в результате смешения пришельцев-северян с местными жителями, названия некоторых из них появляются в библейских родословиях по два раза. Так, например, Дедан – потомок Хама (Быт. 10:7) – может рассматриваться как эпоним местного элемента, а Дедан – потомок Авраама (Быт. 25:3) – как эпоним пришлого в составе одного и того же племени Дедан. Священное Писание (Пс. 71:10) различало северо-центральную Аравию и юг полуострова (обобщённо именующийся Сава) как разные регионы в соответствии с реальной этнической ситуацией того времени (арабоязычные племена – в Аравии, носители южно-периферийных семитских языков – в Саве). В середине X в. до н.э. Соломон установил союзные отношения с Савой, знаменитая царица которой даже приезжала в Иерусалим (3 Цар. 10:1–13), и получил дары от «всех царей Аравийских» (3 Цар. 10:15; 2 Пар. 9:14; ср.: Пс. 71:10, 15), т.е. от тех племён западно-центральной Аравии, что обитали вдоль её Красноморского побережья. Впоследствии те же царства поддерживали дружбу с иудейским царём Иосафатом (2 Пар. 17:11). Исследователям известно о торговле этих государств с Тиром в VI в. до н.э. (Иезек. 27:20–22). Сава, будучи крупнейшим и наиболее процветающим царством Южной Аравии, также неоднократно упоминается в Библии (Иов. 1:15; Ис. 60:6; Иер. 6:20; Иез. 27:22; Иоиль 3:8). Северо-западные арабы были, напротив, враждебны Иудее. Арабы-меуниты в союзе с Аммоном и Моавом воевали против Иосафата (2 Пар. 20:1–2). В середине IX в. до н.э. северо-западные арабы, соседи заиорданских «кушитов», вместе с филистимлянами воевали против иудейского царя Иорама (2 Пар. 21:16). В первой половине VIII в. до н.э. иудейский царь Озия воевал против тех же народов (2 Пар. 26:6–7). Около 445 г. до н.э. царь Гешем Аравитянин вместе с правителями Самарии и Аммона пытался сорвать строительство стен, предпринятое Неемией в Иерусалиме (Неем. 2:19; 4; 6). Небольшое арабское племя заведеев, обитавшее в районе Дамаска, и его правитель «Завдиил Аравитянин» упоминаются в Первой книге Маккавейской (11:16; 12:31) при описании событий II в. до н.э. В эпоху Маккавеев арабское Набатейское царство выступало как союзник Иудеи (1 Макк. 5:25, 39; 9:35; 2 Макк. 5:8), в то время как кочевые арабы Синая были покорены Иудой Маккавеем (2 Макк. 12:10–12). Об Аравии есть пророчества у Исаии (21:13–17) и у Иеремии (25:23–24). Священное Писание неоднократно упоминает мудрость жителей Аравии (Авд. 8; Иер. 49:7; 3 Цар. 4:29–31). До возникновения ислама (VII в. н.э.) подавляющее большинство населения Аравии придерживалось разнообразных языческих верований, не составлявших единой религии.

 



 
PR-CY.ru