АРАВИЯ - Страница 5

В оазисе Эль-Ула (древнем Дедане) и Северном Хиджазе племена, составлявшие надписи на лихьянском языке, особо почитали бога зу-Габата, имя его исследователи истолковывают либо как «Владыка зарослей», либо как «Властитель Эль-Габы» (местности в районе Медины). Другие божества Лихьяна, такие, как хан-Актаб и Аглибон, имеют параллели в набатейской (аль-Китба) и пальмирской религиях (Аглибол). В городе Карьят-эль-Фав в первых веках н.э. главным божеством являлся Кахл (Кахил), на что указывает само название этой столицы древнего Киндитского царства – Кахилево селение. Члены религиозно-племенного объединения самудян, судя по набейско-греческой билингве из Эр-Раввафы, находившейся на территории покорённой римлянами Набатеи, придерживались императорского культа, почитая в своём храме Марка Аврелия и Луция Вера. Магическая формула «Вадд-отец», часто встречающаяся исследователям в древнеаравийской эпиграфике, указывает, что поклонение этому божеству было распространено по всей территории полуострова. Один из его культовых центров просуществовал в оазисе Думат-эль-Джандаль до прихода ислама. По всей Аравии с середины I в. до н.э. и до утверждения ислама (VII в. н.э.) широко почиталась триада женских божеств: аль-Лат, аль-Узза и Манат. Они представлены в северо- и южноаравийской эпиграфике, а также в арабских источниках. Манат принято считать богиней судьбы по созвучию её имени с арабской манийа (рок). Природа двух первых членов этой триады остаётся спорной. Так, ещё Геродот отождествлял Алилат (т.е. аль-Лат) с Афродитой Уранией. Однако в набатейско-греческой билингве с острова Кос аналогом Афродиты объявлена аль-Узза. В подтверждение этого автор сирийско-арабского словаря X в. Бар Бахлул интерпретировал её как божество планеты Венера. Как известно, эти богини считались «дочерями Аллаха» и особым почитанием были окружены в предысламской Мекке и её окрестностях. Курайшитами наиболее почиталась аль-Узза, а племенем ас-сакиф – аль-Лат, идол которой находился в Эт-Таифе. Согласно мусульманскому преданию, Мухаммад (принадлежавший к племени курайшитов) в одном из своих откровений фактически признал культ богинь, но вскоре объявил эти айаты ложными, произнесёнными по наущению Шайтана, и в Коран вместо них вошли отвергающие существование богинь. О божествах, почитавшихся арабами накануне появления ислама, сведений сохранилось немного. Кроме вышеупомянутой триады в Мекке поклонялись Хубалу, очевидно, главному богу мекканского языческого святилища Кааба. Позднее Кааба была объявлена Мухаммадом храмом «веры Авраамовой» и превратилась в важнейшую мусульманскую святыню. Кузах, по мнению исследователей, считался богом восходящего Солнца. Существовал также культ Исафа и Наилы – двух возлюбленных, совокупившихся в Каабе и превращённых за это в статуи, установленные у храма, что указывает на существование в Аравии института иерогамии («священного брака»). Божества, которым поклонялись, имели вид либо статуи (Хубал в Мекке, Вадд в Думат-эль-Джандале), либо антропоморфной скалы (зу-ль-Халаса в Табале, аль-Джалсад в Хадрамауте), или это были священные камни и деревья.

 



 
PR-CY.ru