Религии народов Африки - Страница 9

Современное состояние

 

Ислам. С начала XII в., когда первые арабские торговцы из Северной Африки пересекли пустыню, началось проникновение ислама в Черную Африку. Первыми чернокожими мусульманами стали главы княжеств и империй в древнем Судане и Чаде (государство Канем-Борну), они поощряли обращение в ислам своих подданных. Африканские ученые получали образование при царских дворах, в школах, где преподавали выходцы с Севера и Востока. Распространение ислама продолжалось восемь последующих столетий, и в XIX в. он проник даже в традиционно христианские регионы. Чернокожие мусульмане привлекали добровольцев в общины или братства под управлением духовного вождя, называемого марабут. Такими вождями стали Сиди Мухтар аль-Кунти, создавший братство Квадирийя в XVIII в., и Амаду Бамба (ок. 1850–1927), основатель братства моуридов, чрезвычайно активного в Сенегале.

Ислам в Черной Африке насчитывает около 120 миллионов верующих суннитов, составляющих восьмую часть всемирной исламской общины (уммы), проживающих преимущественно в «суданском коридоре», то есть от Сенегала до Сомали. Роль религии в этих странах различна – от интеграции в местные культурные традиции (в Западной Африке и странах Африканского Рога) до полной арабизации, как в Судане. Но и сама религия Мухаммада видоизменилась под воздействием культур Черной Африки: признает традиционную семейную структуру (браки между кровными родственниками, полигамия, уважение к старикам). Ислам распространяется проповедями марабутов (в большей степени, чем чтением Корана), роль которых совпадает с ролью традиционных руководителей инициаций. Одновременно с верой новая религия принесла обоснование критического взгляда на современный Запад.

Христианство. Помимо 25 млн. христиан Эфиопии, христианская община Черной Африки, образовавшаяся в результате деятельности миссионеров, объединяет 336 млн. верующих, из которых 142 млн. – протестанты. В большинстве стран деятельность миссионеров продолжается уже более столетия. Некоторые страны, такие, как Либерия и Сьерра-Леоне, были христианизированы вернувшимися туда освобожденными американскими неграми. Европейские конгрегации миссионеров достигли наибольших успехов в последние десятилетия XIX в. Тактика миссионеров состояла в привлечении детей в школы и проповеди вокруг миссий. Язычество постепенно изолировалось и начинало исчезать само по себе. Христианство особенно широко распространилось среди народов, исповедующих анимизм в Экваториальной и Южной Африке. Африканцы его принимали постепенно, быстрота этого процесса зависела от этнической группы. Некоторые регионы считаются крещенными почти поголовно. Однако чистота обращения сомнительна: новообращенный обязан отказаться только от многоженства и всех форм «идолопоклонства». Число христиан в Африке постоянно увеличивается. Во время Второй мировой войны христианские миссии обвинялись в преступном «сговоре» с колонизаторами. После Второго Ватиканского собора богослужение и теология развиваются в тесной связи с местными культурными системами.

Синкретизм. Синкретические верования, возникшие в результате смешения различных религий или культов, в Африке чрезвычайно многочисленны, в них элементы африканских ритуалов скомпонованы с христианским учением. К таким верованиям относится, в частности, «буити фанг» . Фанг относится к культурной общности народов, населяющих Южный Камерун и Северный Габон. Этот народ исповедует культ предков, называемых «бьери». В 1920-е гг. фанги столкнулись с лесопромышленниками, работавшими в Либервилле и Порт-Жантиле – в центре области расселения племен, исповедующих традиционный культ фанга, называемый «буити». Уже частично принявшие христианство, эти племена выработали синкретическую религию, где соединяются элементы бьери, буити и Библии. Эта религия, одновременно современная и традиционная, называется «буити фанг». В конце 1940-х гг. появились свои пророки, такие, как Ндонг Обаме Ейа, основатель религии Ассумгха Енинг, «Начало жизни». Несколькими годами позже миссионеры новой религии уже вербовали приверженцев.

Согласно вероучению и складывающейся традиции, верующий подлежит инициации, которая включает поедание галлюциногенного корня растения эбоги. В состоянии наркотического транса он общается со своими предками и открывает для себя «дом Нзамбиа-Понго» (Иисуса Христа). Затем он видит свою собственную смерть, уничтожение тела и всех следов греха в душе. Сложный ритуал, занимающий три ночи, заставляет его последовательно пережить рождение, смерть и загробную жизнь. Каждая деталь имеет огромное значение: убранство священного места, порядок церемонии или цвет одеяний. У входа в храм его встречает колонна, перегородившая дорогу и символизирующая «отверстие рождения», в этот момент он оказывается в материнской утробе и одновременно в недрах бога, из которых затем исторгается преобразованным. В ритуале занимают важное место сексуальные символы. Как и другие современные религиозные движения, буити фанг противостоит «кощунственным» амбициям западного мира и стремится искоренить колдовство.



 
PR-CY.ru