Религии народов Африки - Страница 4

Посвящение девочек обычно проводится индивидуально во время или перед началом первого менструального цикла. Посвящение означает вступление в полноправные члены общины; затем следует брак, поскольку самая важная их обязанность в жизни – иметь детей. Человек, не имеющий детей, не может быть предком, а значит – подводит всю общину. Любой бездетный брак считается неудачным и обычно расторгается.

Большинство народов Южной и Тропической Африки относятся к языковой группе банту. В этих языках слово «человек» звучит как «манту», а во множественном числе – «банту»; отсюда и название этой языковой группы. Это очень характерно для древних народов: все они называют себя просто – «люди». Современные племена, говорящие на банту, образовались в результате многовековых миграций; они приспособились к различным условиям жизни, от тропических лесов до пустынь. Различия в условиях жизни и характере общественного строя во многом определили формы религии, однако исследователи отмечают много сходного в религиозных воззрениях всех африканцев.

Отличительной особенностью религиозных верований всех народов Африки является, прежде всего, культ предков, который развит и у земледельческих народов, и у племен скотоводов. Покровительствуют семье и роду, как правило, духи предков, но их нужно задабривать жертвами, иначе они наказывают своих потомков, строго следя за соблюдением обычаев и нравственности. Духи предков находятся, как правило, в лесах, неподалеку от места захоронения. У многих народов духи предков различаются по возрасту, причем наибольшее уважение оказывается духам недавно умерших, поскольку о них еще хорошо помнят, а умершим давно не оказывается практически никакого почтения.

У многих народов Африки сохраняются пережитки тотемизма: существуют запреты на употребление в пищу мяса определенных животных, по-видимому, бывших тотемов. Культ животных тоже связан с тотемизмом, хотя и не с ним одним; культ хищных зверей и особенно змей был связан с суеверным страхом перед ними. В некоторых местах сохраняются специальные тотемические пляски.

Долгое время среди европейцев господствовало мнение, что все народы Африки культивируют фетишизм; в XVIII–XIX вв. фетишизмом называли вообще все африканские религии. Однако исследования показали, что фетишам поклоняются жители в основном Западной Африки. Выбор фетиша, сопровождаемый празднеством и обрезанием, происходит одновременно с наступлением половой зрелости. Знаки, вытатуированные на коже, указывают на принадлежность к определенному фетишу. Все они имеют свои храмы или шалаши; одни фетиши используются только во время путешествия, другие их обладатели постоянно носят при себе. В качестве фетиша может использоваться любой предмет, по какой-либо причине привлекший внимание человека: кусок дерева, камень причудливой формы или что-нибудь еще. Обращение с фетишем зависит от его эффективности. Зачастую предмет в качестве фетиша избирается наугад и испытывается: если он принесет удачу владельцу, хозяин оставит его у себя, в противном случае он выбрасывается и заменяется другим.

У народов Африки с развитием племенных культов жрецы выделяются в отдельную социальную группу. Вначале существовали официальные жрецы племени, ответственные за организацию культа. Их важнейшей обязанностью было «обеспечение» дождя, принесение жертв и различные официальные магические обряды. В Западной Африке одной из важнейших функций жрецов была судебная. Суд здесь сопровождался различными ордалиями – особыми магическими приемами установления виновности, невиновности или правоты. Суть их заключалась в том, что подозреваемым или участникам давали выпить ядовитое питье (испытание красной водой), которое, как считалось, не приносило вреда невинным, тогда как виновный падал от него. Но поскольку питье для испытания составляли жрецы, именно от них зависел исход разбирательства.

 



 
PR-CY.ru