Религии народов Африки - Страница 8

Новейшие пророки. В конце XIX в. в регионах, затронутых христианизацией, стали множиться новые религиозные движения. Как правило, это происходило в результате появления харизматических лидеров, которые несли весть об освобождении от господства белых. Эти «пророки» одновременно порывали с традиционной религией и отвергали руководство христианских миссий: черные, утверждали они, способны сами, без помощи белых, постигнуть Библию и божественное слово. Подобные движения принимали форму мессианизма, если пророк провозглашал себя заместителем белого спасителя, Христа, представляя себя спасителем специально для черных. Наиболее известными пророческими движениями во франкоязычной зоне Африки были харризм в Кот-д,Ивуар и кимбангизм в Демократической Республике Конго.

Харризм. Уильям Уаде Харрис (ок. 1850–1929) отбывал тюремное заключение в Либерии в 1910 г. за политическую агитацию. Он утверждал, что в тюрьме его посетил архангел Гавриил и призвал его проповедовать Евангелие и крестить именем Христа. К 1914 г. он оказался в Кот-д,Ивуар, где многих обратил в свою веру и ожесточенно боролся против традиционных верований. Он очищал людей крещением и исповедью, а общество – ослаблением конфликтов и борьбой против колдовства. Ныне у этого учения 100 000 последователей.

Кимбангизм. Симон Кимбангу (1889–1951) имел в 1921 г. видение, в котором он якобы услышал глас Бога, назвавшего его мессией, и получил дар целительства. Кимбангу возвестил возвращение Христа на землю, и его родная деревня Нкамба стала местом паломничества. Он требовал разрушить все культовые сооружения традиционных религий и решительно боролся с колдовскими практиками, однако все же сохранил культ предков. Когда движение приобрело политический характер и стало открыто антиколониальным, бельгийские власти арестовали Кимбангу. Приговоренный к смерти, он был помилован и оставался в тюрьме до самой кончины. Многие движения опираются на его учение; одно из них на заре независимости Бельгийского Конго в 1960 г. стало Церковью Иисуса Христа на земле Симона Кимбангу (EJCSK). Она была первой церковью африканцев, принятой во Всемирный совет церквей в 1969 г. тесно сотрудничая с властями, эта церковь объединяет 6 млн. верующих, из которых 5 млн. проживает в Конго.



 
PR-CY.ru