Ранние формы культуры - Страница 5

Природа подавляла первобытного человека своей мощью и таинственными силами, представлявшимися ему сверхъестественными. Но в то же время она его и поднимала, поскольку человек чувствовал неразрывную связь с ней, чувствовал себя ее частью. Боясь навредить природе как части самого себя, он относился к ней бережно, стремился познать, по каким законам она живет.

Не вызывает сомнения тот факт, что древнейшие люди жили коллективами. Организация охоты и другая организованная трудовая деятельность были невозможны в одиночку. Именно в рамках первобытного коллектива, в постоянном общении, в семейно-родовых отношениях складывались и укреплялись примитивные представления о сверхъестественных силах, повелевающих миром, о духах-покровителях данного коллектива, о магических связях между различными явлениями окружающей действительности.

Огромные сдвиги в жизни и мировоззрении древнейших людей произошли в эпоху, получившую название «неолитическая революция». Неолит (новый каменный век) – это эпоха, не всегда совпадающая по времени в различных регионах мира. В это время человек начинает заниматься земледелием и жить оседло, образуя поселения, превратившиеся затем в города и государства. Первые следы неолита появились в регионе от Палестины до Месопотамии. Собирательство и охоту заменяют земледелие и скотоводство. Гончарное дело, известное еще с VII тысячелетия до н.э., переживает свое второе рождение с изобретением гончарного круга (ок. 3400 г. до н.э.). Люди перешли к оседлому образу жизни, приручили собаку, козу, позднее овцу, корову и свинью и освоили новые производства (керамика, помол зерна), научились плавить медь и изобрели письменность. Создание письменности было одним из величайших изобретений: закончился доисторический период, и началась собственно история. Письменность появилась около 3 500 г. до н.э. в Междуречье (в соответствии с последними археологическими открытиями), во II тысячелетии до н.э. – в Египте, на Крите, затем в Греции, к XVI в. до н.э. – в Китае и к I тысячелетию до н.э. в кельтской Галлии.

Говоря о неолитической революции, исследователи больше говорят о ее следствиях, избегая говорить о причинах. Да, люди перешли от охоты к животноводству, от собирательства – к земледелию. Причина видится в том, что люди поняли: возделывая землю или разводя скот, можно прокормить большее количество людей. Но земледелие и скотоводство – это насилие над живой природой, над ее законами. Это стало изменять мышление человека. Теперь он понимал, что можно получить урожай, только бросив в землю семя, что можно получить приплод скота, спаривая животных. Применяя формулу Мичурина, можно сказать: древний человек больше не хотел ждать милостей от природы, он хотел их взять у нее силой. Отсюда – кардинальное изменение религиозных верований. Если раньше человек знал, что его кормит мать-земля, то теперь он понимал, что многое зависит не только от нее, но и от него самого, от его знаний, силы, настойчивости. Поэтому меняются и религиозные представления – на смену женским божествам приходят мужские, матриархат сменяется патриархатом. Женские культы плодородия, хотя и не сразу, но все же уступают место мужским. Об этом подробнее поговорим в разделе «Религия народов Месопотамии, Анатолии и Финикии».

 



 
PR-CY.ru