Ранние формы культуры - Страница 3

Развитие ее достигло пика в мадленскую эпоху (последняя палеолитическая культура, около 16 000–8 000 лет назад, Мадлен, департамент Дордонь), как показывают росписи из пещеры Ласко. Недоверие и скепсис, которыми было встречено открытие росписей в пещере Альтамира в Испании (1875 г.), ныне забыты. Открытие в 1901 г. других пещер, таких как Комбарелл или Фонде-Гом (департамент Дордонь), заставило всех признать существование палеолитического искусства. Кроме того, человеческие изображения в больших количествах были обнаружены в Сербии, в местечке Винча. Они не схематичны, а индивидуализированы, и все созданы ранее IV тысячелетия до н.э.

Собранные артефакты позволяют утверждать, что в период между IX и V тысячелетиями до н.э. поселения охотников-собирателей были разбросаны по всему побережью Средиземного моря, от Барселоны до Альмерии. Они расписали пещеры, многие из которых уходят в глубину на расстояние до 800–1000 м. Наскальное искусство Восточной Испании, или, как еще называют этот район, Испанского Леванта, отмечено как мощным реализмом, так и строгим схематизмом. Если раньше в центре внимания было животное, то теперь – человек. Его изображение в качестве основного персонажа и главного действующего лица становится важнейшим достижением этого периода. Как правило, он одет в широкие штаны или юбку из волокна, с перьями и украшениями, со стрелами и луком. Так в искусстве впервые появляется человек в действии, а также многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т.д. Назначение пещерной живописи вызвало споры. Одни ученые считали, что их цель религиозная, другие – что их использовали в охотничьих ритуалах. Однако расписанные пещеры по большей части служили жилищами, а не погребениями или храмами.

Знаменитые пещеры на юге Франции, в которых была впервые обнаружена наскальная живопись, позволяют утверждать, что посещались эти места и дополнялись свежими рисунками на протяжении многих поколений людей, которые явно принадлежали к одному или нескольким родственным племенам. Большинство сохранившихся до наших дней черепов неандертальцев свидетельствует о том, что продолжительность их жизни была невелика: 30-40 лет, а смерть в детском и юношеском возрасте была обычным явлением.

Возникает вопрос: зачем человек пробирался в труднодостижимую пещеру, в темноту, с которой не мог справиться его сальный светильник; рискуя жизнью, устанавливал там подпорки, чтобы выбить или нарисовать фигурки или знаки, которые, вполне вероятно, больше никто не увидит? Объяснение может лежать в сфере магии (для достижения удачной охоты), однако эта точка зрения сейчас не принимается. Скорее всего, мы имеем дело с местами отправления культа или инициаций (посвящения). Искусство, визуальное выражение символических категорий, по своему происхождению оказывается тесно спаянным с символическими представлениями – воплощением религии и мифов.

Можно предположить, что эти настенные рисунки отражали не реальность, а отношения к ней. Выделяясь из окружающей природы, первобытный человек задумывался над тем, в каком отношении находятся между собой реальные объекты и их изображения. Ведь для того, чтобы воздействовать, например, на мамонта, надо точно знать, как воздействовать на его изображение в пещере. Не случайно наиболее часто встречаются изображения кистей рук.

 



 
PR-CY.ru