Ранние формы культуры - Страница 10

Элементы магии и украшения были средствами достижения единой цели, причем магическое и эстетическое не разграничивалось. Запрет шумного поведения на охоте, связанный с реальной возможностью вспугнуть зверя, сливался с магическими табу, основанными на вере в возможность зверя понимать человеческую речь.

Различные магические обряды носили чисто утилитарный характер и были связаны практически со всеми сторонами человеческого бытия. Одной из форм магической практики были гадания (мантика) с целью предсказать будущее. Предсказатель не претендует на воздействие на мир, а лишь старается предугадать ситуацию, определить возможности дальнейшей деятельности, выявить неизвестное событие или реконструировать прошлое. Часто гадания были приурочены к календарным обрядам, нужно было определить качество и количество будущего урожая, состояние погоды. Предсказание связано с интерпретацией положения планет, полета птиц, формы печени жертвенного животного, трещин на обожженной кости и т.д. Гадать мог как обычный человек, так и «профессионал». Таковым нередко оказывался шаман, и его предсказания включались в качестве составной части в шаманский обряд – камлание. Некоторые исследователи считают шаманство явлением исключительно сибирским, однако элементы шаманизма распространены очень широко и существуют в сфере культуры большинства стран.

Характерно, что вступать в контакт с духами шаман мог в период транса или экстаза. Для того чтобы вызвать это состояние, нередко использовались галлюциногенные вещества. Однако шаманов не следует рассматривать как людей психически больных. Для впадения в транс и сегодня используются в религиозных общинах методики медитации, даже молитва по своей сути является медитацией. Лишь с использованием гипноза данные методики признаются психотропными и опасными для здоровья.

Окружающий мир представлялся первобытному человеку в значительной мере однородным. Первобытные люди мыслили при помощи чувственных образов, им мало были свойственны общие, абстрактные понятия, они плохо вербализировали то, что видели и слышали. Не всегда существенно различались вещь и ее название, зверь и наименование породы, сам человек и его имя. Данная нерасчлененность во многом повлияла на специфику тех представлений и ритуалов, которые соотносимы с ранними формами религии, а вместе с ней – и с формами духовной культуры. Причем эти членения единого мировоззрения не осознавались людьми архаического общества.

Можно провести параллели с религиозными представлениями, бытующими в мировых религиях и даже в современном безрелигиозном сознании, которые принято называть суевериями. Но, тем не менее, мы совершаем немало неосознанных поступков, суть которых сводится к архаичным религиозным верованиям. Это объясняется тем, что в общественном сознании прошлое не уходит совсем, оно закодировано в подсознании человека и проявляется, если высшая нервная деятельность, сознание, зафиксированное в словах, по тем или иным причинам ослабляется. Тогда в сознании пробуждаются архаичные формы, накапливаемые тысячелетиями, по сравнению с которыми наша «цивилизованность», представляющая собой лишь слабый росток, быстро погибает. Не имея идеалов будущего, мы неизбежно обращаем внимание на прошлое. Наше сознание остается по сути мифотворческим.

 



 
PR-CY.ru