ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 21

Спасение, обещанное Аврааму и его потомству, стало возможным с дарованием преизобильной благодати Божьей (Рим. 5:20) «посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5:17). Определяется отношение к закону и тех, кто находятся не под законом, т.е. для язычников (Рим. 2:12). Суждение о них выносится по их добрым делам (Рим. 2:6–7), ибо «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают», т.к. «дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2:14–15). Таким образом, делам закона иудеев соответствуют добрые дела язычников и преступлениям закона иудеев – злые дела всех людей, как иудеев, так и язычников (Рим. 2:9). Суд над теми и другими выносится по их делам, «ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11–12). И этот суд выносит смертный приговор, «потому что все согрешили» (Рим. 3:23). Спасают от этого приговора только искупительное и оправдывающее деяние Иисуса Христа и принятие этого оправдания верой «независимо от дел закона» (Рим. 3:21, 28). Закон принадлежит реальности века сего, мира, в котором царит грех. Он, требуя праведности, только ведёт к цели, но цели не достигает. Не будучи способен никого оправдать, он всех только осуждает. Праведность может дать только жизнь по Духу «во Христе» (Рим. 8:1–4). Поэтому апостол Павел, называя закон «ветхой буквой» и противопоставляя его «обновляющему Духу», может говорить о том, что «буква убивает, а дух животворит» (Рим. 7:6; 2 Кор. 3:6). Исполняемая в Духе заповедь любви может быть названа «законом Христовым» (Гал. 6:2; ср.: 1 Кор. 9:21 – «подзаконен Христу»). Любовь – «закон» Иисуса Христа. Он Сам жил в любви, ныне щедро посылает верующим благодатный дар оживотворяющей любви и потому ждёт от них и требует исполнения этого «закона любви». Апостол Павел ограничивается цитированием ветхозаветного закона и его постановлений ради доказательств, основанных на тексте Писания, а также для распоряжений относительно порядка в церковном собрании (например, 1 Кор. 9:8–10; 14:34). В Посланиях к Ефесянам и к Колоссянам понимание Моисеева Закона полностью соответствует богословию закона, развитому в ранних Посланиях апостола Павла. Закон рассматривается как преграда, разделяющая человечество на два «народа» – иудеев и язычников, до Христа пребывавших во вражде. Но Иисус Христос «есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы… в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста» (Еф. 2:14–16). Более верным представляется перевод этого места епископом Кассианом (Безобразовым): не «учением», а «посредством креста» Иисус Христос упразднил «закон заповедей, состоявший из предписаний». Пастырские Послания (1–2 Тим., Тит.) отразили новую историческую ситуацию, в которой церковь столкнулась с проблемами не столько внешними, сколько внутренними. В частности, эсхатологический энтузиазм первых христиан уступил место более трезвому взгляду на продолжавшуюся историю и на необходимость искать способы сосуществования с окружавшим миром. Кроме того, в связи с появлением новых учений возникла необходимость защиты Апостольского предания от риска его утраты. Давал себя знать и кризис учительных авторитетов в церкви.

 



 
PR-CY.ru