ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 20

Откровение, вера, обращение и таинственное единение со Христом определили для апостола Павла его отношение к закону (ср.: Флп. 3:5–11). В Посланиях к Римлянам и к Галатам он отрицает исключительность и достаточность роли закона в истории спасения. Будучи апостолом язычников, Павел из своего миссионерского опыта знал, что убедительность, действенность и универсальный успех благовестия во многом зависят от развития нового богословия закона, которое он и излагает в своих Посланиях. Апостол Павел использует слово «закон» в разных смыслах. Это могут быть Пятикнижие, Писание в целом, Десять заповедей Моисея, отдельные заповеди, но слово «закон» может иметь и переносный смысл («закон веры» – Рим. 3:27, «закон ума», «закон греховный» – Рим. 7:23). Иногда закон персонифицируется (Рим. 3:19; 4:15; 7:1,7; 1 Кор. 9:8). В крестной смерти Иисуса Христа апостол Павел видит основное содержание для богословского осмысления закона – это приговор осуждения, который закон выносит всем людям без исключения. Иисус Христос как заместительная жертва «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13), «Он сделал для нас (жертвою за) грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Тем самым Иисус Христос исполнил требуемое законом послушание, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Вера в то, что Бог совершил во Христе, т.е. вера в Евангелие, освобождает христиан от власти закона. Они свободны «для чуждых закона» (язычников) быть как чуждые закону, свободны «для подзаконных» (иудеев) – как подзаконные (1 Кор. 9:20–21), свободны исполнять закон в любви (Рим. 13:10; Гал. 5:14). Эта любовь даётся верующим Духом Божьим и Христовым (Рим. 8:9; Гал. 5:22), Который освобождает их от власти закона, плоти и смерти (Рим. 8:1–6; Гал. 5:18). Исходя из понимания того, что Христос для верующих – «конец закона» (Рим. 10:4), апостол Павел говорит об особом месте закона в Священной истории. Святой, праведный и добрый закон (Рим. 7:12) был введён Богом в историю грешного человечества с определённой целью: «Он дан после по причине преступлений...» (Гал. 3:19). С пришествием закона умножаются преступления (Рим. 5:20), получает силу грех (Рим. 7:8–13), и все люди до Пришествия Иисуса Христа и веры в Него остаются, как заключённые, под крепкой стражей греха (Гал. 3:22–23). Особым образом развивается мысль о связи закона и обетования, данного Аврааму (Гал. 3:15–18). Обетование спасения было дано Богом Аврааму и его потомству (Гал. 3:16), оно неотменимо. Закон, данный через Моисея позже, обещает оправдание и жизнь при условии его строгого соблюдения. Те, кто находятся «под законом» (т.е. иудеи – Рим. 2:12), будут оправданы и обретут жизнь, если будут «творить» закон, и будут под проклятием смерти, если будут нарушать закон (Гал. 3:10). Знание закона не делает праведным (Рим. 2:13). Но закон, «ослабленный плотию» (Рим. 8:3), оказывается не в силах животворить (Гал. 3:21), к праведности и жизни может вести только вера во Христа (Гал. 3:24), в Котором осуществляется обетование, данное Аврааму (Гал. 3:29). Закон не противоречит обетованию. Он решает историческую задачу быть «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24–25). Ни знание закона, ни дела закона не спасают. Закон, не обладая самостоятельной спасительной силой (Гал. 3:21), даёт человеку познание греха (Рим. 5:20), вызывая в нём крик о помощи (Рим. 7:24), на который Бог откликнулся в спасительном служении Иисуса Христа.

 



 
PR-CY.ru