ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 23

Все зависит от пребывания во Христе (1 Ин. 3:6), Который есть наш ходатай перед Богом (1 Ин. 2:1). Если мы пребываем в Нём, то мы соблюдаем заповеди Божьи. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга» (1 Ин. 3:23). Так закон, выражающий волю Божью, сводится к заповеди любви. В Послании Иакова (Иак. 1:25 и 2:12) используется выражение «закон свободы», которое кажется внутренне противоречивым. Однако оно обозначает собрание наставлений Иисуса Христа (таких, например, как Нагорная проповедь – Мф. 5–7). Эти наставления, принятые как правила жизни, делают свободными от следования букве ветхозаветного закона. Из контекста становится ясно, что основное содержание «закона свободы» – милость. Этот «закон свободы» может быть также назван «царским»: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: “возлюби ближнего твоего, как себя самого”, – хорошо делаете» (Иак. 2:8). Ситуация в ранней церкви, отражённая в Книге Деяний св. апостолов, характеризовалась энергичной полемикой о законе. В этой полемике одну сторону представляли иудеи и законопослушные иудеохристиане, а другую – христиане из иудеев-эллинистов (Деян. 6:1) и группировавшиеся вокруг апостола Павла языкохристиане. Первомученик Стефан обвиняется в хулении храма, Моисея, закона и Бога (Деян. 6:11, 13). Те же обвинения выдвигаются против апостола Павла: «Он учит людей чтить Бога не по закону» (Деян. 18:13; также 21:21, 28). Споры о принципиальной действенности и о границах применимости закона в ранней церкви привели к Иерусалимскому апостольскому Cобору. Постановление Cобора содержало минимальные требования соблюдения закона, делавшие возможным общение христиан из иудеев и язычников (Деян. 15:23–29). Апостол Павел, сохраняя за собой свободу, обретённую во Христе (1 Кор. 9:19–22), в контакте с иудеохристианами Иерусалима стремится избегать конфликта и, уступая их просьбе, ведёт себя как законопослушный иудей (Деян. 21:23–26). Ради того, чтобы избежать лишних конфликтов с иудеями в миссионерских странствиях, апостол Павел допускает даже обрезание своего юного помощника Тимофея (Деян. 16:3). В ранней церкви учение апостола Павла о Моисеевом Законе было воспринято не сразу. Большинство раннехристианских авторов пытались по-своему изложить отношение церкви к Закону Моисея. Во II в. чётко выделяются три течения: 1) православное, развивающее идеи, созвучные Павловым Посланиям, 2) иудействующее, призывающее к сохранению обрядов Моисеева Закона в церкви, 3) крайне антииудейское, не признающее Моисеева Закона даже в качестве этапа домостроительства спасения. Первое течение нашло выражение, например, в Посланиях священномученика Игнатия Богоносца, где противопоставляются закон и благодать: «Если мы доселе ещё живём по закону иудейскому, то через это открыто признаёмся, что мы не получили благодати». При этом Закон Моисея рассматривается как одно из свидетельств о Христе наряду с пророческими книгами, Евангелием и подвигами мучеников. В «Послании Варнавы» говорится, что культовая составляющая Моисеева Закона была упразднена после пришествия Христова.

 



 
PR-CY.ru