ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 22

Всё это определило богословские особенности Пастырских Посланий. Гностический либертинизм расшатывал не только богословие, но и нравственную дисциплину церкви. Поэтому подчёркивается непреходящее значение нравственных норм закона: «Закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных» (1 Тим. 1:8–9). Таким образом, под «праведностью» в Тим. 1:8–9 понимается уже не столько «праведность верою», но «праведность добрых дел». Острые дискуссии об иудейском законе, которые были одной из основных тем в Посланиях к Римлянам и к Галатам, в языкохристианской среде Пастырских Посланий во многом утратили свою актуальность. Тит получает совет: «Споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит. 3:9). Во втором Послании к Фессалоникийцам грядущий в конце времён «антихрист», согласно иудейской традиции, назван «человеком беззакония», «беззаконником». «Тайна беззакония» действует уже в настоящее время (2 Фес. 2:3, 7, 8). В Послании к Евреям последовательно развиваются мысли ранних Посланий апостола Павла. В типологии этого Послания законные культовые реалии Ветхого Завета рассматриваются как несовершенные, предварительные и преходящие воплощения идеального богослужения, совершенной жертвы и совершенного первосвященства Иисуса Христа (Евр. 7:11–19). Во Христе заповедь отменена «по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7:18–19). Закон имеет «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр. 10:1). Все требуемые Моисеевым Законом жертвоприношения отменяются, ибо закон «не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10:1). Но «где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евр. 10:18). В Евангелии от Иоанна обнаруживается истолкование закона, близкое к истолкованию его в синоптических Евангелиях и в Посланиях апостола Павла. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Это противопоставление в Евангелии от Иоанна всячески акцентируется. Иисус Христос подчёркивает, что Он уже не в «эпохе закона»: в своих диалогах с иудеями Он использует выражение «ваш закон» (Ин. 8:17; 10:34). Иудеи судят о Христе по закону (Ин. 7:23, 51–52; 8:5; 12:34; 19:7). Он же разоблачает их ханжество и лицемерие в отношении закона, который они используют для оправдания своего жестокосердия (Ин. 7:19; 8:17; 10:34; 15:25). Несколько неожиданно в 1 Ин. 3:4 утверждается, что «всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие», что противоречит богословию апостола Павла, строго разграничивавшего понятия «грех» и «беззаконие». Но в первом Послании Иоанна не вводится новая этика закона, и высказывание 1 Ин. 3:4 следует понимать в контексте полемики с гностическим лжеучением о безгрешности (1 Ин. 1:8, 10). Апостол Иоанн различает «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1 Ин. 5:16). К смерти ведёт отпадение от истинной веры в Сына Божия, ибо «не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 5:12). «Грех не к смерти» может быть исповедан и прощён (1 Ин. 1:9; 5:16).

 



 
PR-CY.ru