Словарь по иудаизму З ЗАКОН МОИСЕЕВ

ЗАКОН МОИСЕЕВ

ЗАКОН МОИСЕЕВ – сообщённый Богом пророку Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религиозную и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов. В ранних иудейской и христианской традициях и в церковной науке существует также расширительное понимание Моисеева Закона как Пятикнижя, т.к. его автором признаётся пророк Моисей. Еврейское слово «тора», означающее поучение, наставление, закон, сборник законов, является именем существительным, образованным от глагольного корня,  который означает «поучать», «учить чему-либо». В научной литературе начала XX в. обсуждалось предположение, что исходное значение этого слова может определяться как «решение» и связано с указаниями, которые давали священники по конкретным вопросам (Втор. 17:11). В тот период считалось, что в древнееврейском языке существует единственный глагольный корень со значениями «бросать, стрелять, указывать, направлять, учить». Юлиус Велльгаузен высказал предположение, что происхождение слова «тора» с базовым значением «решение» связано со священнической практикой бросать жребий при принятии решения, в частности, при разрешении спорных юридических вопросов. Это предположение объясняло, каким образом это слово связано с глаголом «бросать, стрелять». В современных словарях, начиная со словаря Келера-Баумгартнера, принято выделять несколько омонимичных корней: 1) «бросать», «бросать (жребий)», «быть пронзённым стрелой», «бросать, стрелять»; 2) «орошать»; 3) «провозглашать», «поучать, учить». Тем самым проблема, решаемая предположением Ю. Велльгаузена, при таком лексикографическом представлении снимается. В настоящее время принято считать, что исходным для еврейского слова «тора»,  по-видимому, является значение «поучение», выводимое из значения глагола «поучать, учить чему-либо». Некоторые словари для еврейского слова «тора» дают значение «обычай» на основании 2 Цар. 7:19. Однако данный текст является спорным, некоторые комментаторы считают его испорченным и предлагают интерпретировать это место на основании параллельного текста 2 Пар. 7:17, где слово «тора» отсутствует. Если это предположение верно, то слово «тора» отсутствует в первой и второй Книгах Царств, которые многими исследователями считаются образцом наиболее архаичной древнееврейской прозы. Слово «тора» хорошо укоренено в лексическом фонде древнееврейского языка и в разных стилевых и хронологических регистрах древнееврейской речи. Еврейское «тора» встречается в большинстве книг Ветхого Завета, её отсутствие в некоторых книгах в одних случаях исследователи считают закономерным и объясняют особенностью материала (Книга Судей), в других, скорее, случайным (у пророков Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума). В употреблении слова «тора» исследователи выделяют юридическую и неюридическую сферы употребления (например, поучения отца в Притч. 3:1). Из-за небольшого количества сохранившихся небиблейских письменных памятников текст Священного Писания остаётся основным источником для изучения законов, по которым жило общество Израиля. Археологические данные привлекаются как богатый сравнительный материал для изучения законов древнего Ближнего Востока.

 



 
PR-CY.ru