Словарь по христианству Ж ЖЕРТВА - Страница 2

ЖЕРТВА - Страница 2

В христианской традиции этот рассказ понимается как один из прообразов Крестной жертвы Христа. В отличие от древних времён, когда всякий верующий мог сам совершить жертвоприношение, в эпоху после Исхода жертвы стали приноситься лишь руками священников; сначала лишь определённые места в Палестине стали считаться допустимыми для принесения жертвы, а со времён царей Давида и Соломона – только Иерусалим (хотя даже и впоследствии ещё могли существовать отдельные иудейские центры со своими священниками и жертвенным культом – например, храм в египетском Элефантине, где была большая иудейская колония). Описанная в Ветхом Завете система жертвоприношений в скинии и затем в Иерусалимском храме отличается сложностью и разнообразием (см. Ветхозаветное богослужение). Из-за того что после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н.э. ветхозаветные жертвы перестали приносить, существуют различные реконструкции как внешней стороны ветхозаветной жертвенной традиции, так и её содержания. Язык Ветхого Завета содержит ряд терминов для обозначения разных видов жертвы; о значении этих терминов исследователи судят как по контексту их употребления в Библии, так и на основе лингвистических данных – их этимологии, сопоставлений с аналогичными терминами в других семитских языках, анализа греческих эквивалентов этих терминов в Септуагинте (LXX). Наиболее общий термин для обозначения жертвы в Ветхом Завете соответствует глаголу «закалать» и прямо указывает на принесение животного в жертву. От этого же глагола образован и термин «жертвенник». Другие термины, которые также могут обозначать жертву, не указывают прямо на заклание жертвенного животного: «(нечто, приносимое) вблизь», т.е. приношение и «дар» (эти термины обозначают, скорее, не саму жертву, а приношение для совершения жертвы). Последний из этих терминов получил и техническое значение: хлебная жертва – как полагают исследователи, при переходе древнего Израиля к аграрному типу хозяйствования приношения в форме зерна или муки стали основным видом пожертвований на храм. Существовали и другие ветхозаветные жертвы: «всесожжения», «мирная», «очищения» (или «за грех») и «повинности». Известна также жертва, закалаемая на праздник Пасхи, и жертва при поставлении первосвященника и священников (Лев. 8). К жертвам, не будучи ими в строгом смысле слова, примыкают десятина, приношение первых плодов и различные приношения для богослужебных нужд. Центральное место в системе ветхозаветных жертв занимала жертва «всесожжения» (еврейский термин образован от глагола «восходить», «возноситься» и указывает на восхождение жертвенного дыма к Богу), – жертвенное животное сжигалось на жертвеннике полностью; такая форма жертвы была широко распространена в древнем мире (в частности, в Угарите; исследователи также отмечают и древнегреческий глагол, от которого образовано слово «жертва», первоначально обозначающий именно сожжение жертвенного животного и лишь со временем стал употребляться в смысле заклания животного или отсечения от тела закланного животного каких-либо частей для совершения жертвы). Жертва «всесожжения» должна была приноситься ежедневно (Исх. 29:38–42; Числ. 28:3–8; Иез. 46:13–15); по субботам, новомесячиям и праздникам количество приносимого во время этой жертвы увеличивалось (Числ. 28:9–31; 29:2–4, 8).

 



 
PR-CY.ru