Словарь по христианству Ж ЖЕРТВА - Страница 6

ЖЕРТВА - Страница 6

Раввинистический иудаизм сохранил детальное и подробное описание того, как совершались жертвоприношения во Втором храме. Эти описания прочитываются во время ежедневной синагогальной утренней молитвы шахарит (она считается замещением ежедневной утренней жертвы, так же как другая молитва, минха замещает вечернюю жертву). Центральное место в важнейших синагогальных молитвословиях отводится прошениям о восстановлении храма и жертвоприношений (что рассматривается многими иудеями как признак начала мессианской эпохи). Раввинами была разработана и новая культовая практика, заменяющая отсутствующие жертвы, целью которой является единение с Богом. Главное в ней – следование заповедям и совершение добродетелей, которые приравниваются к жертве. К добродетелям относятся как нравственные качества (смирение как жертва), так и исполнение разного рода правил (например, связанных с принятием пищи). Жертвой являются регулярное совершение молитв и изучение Торы. Особое эзотерическое значение жертве придаётся в каббалистической традиции. В Новом Завете с темой жертвы связаны упоминания жертвенника (восемь раз в Откр., шесть раз в Мф., четыре раза в Павловых Посланиях, по два раза в Евангелии от Луки и послании Евреям, один раз в послании Иакова). Все эти случаи использования жертвенного языка классифицируются исследователями по трём категориям: описания ветхозаветных или языческих жертвоприношений, метафоры (часто связанные с этическими наставлениями), христологические образы. В евангельских повествованиях о земном служении Христа, с одной стороны, не содержится прямых свидетельств Его участия в ветхозаветных жертвоприношениях, но с другой – отсутствуют речения об их отмене или запреты участвовать в них ученикам. В рассказе о Рождестве Христовом упоминается жертвоприношение, совершённое по закону Моисееву праведным Иосифом и Пресвятой Девой (Лк. 2:24). В Евангелии от Иоанна повествуется о том, как Спаситель несколько раз во исполнение предписаний закона приходил в Иерусалим на праздники, что подразумевало участие в жертвоприношениях (Ин. 2:13; 5:1; 7:14; 10:22–23; ср. 12:1, 12, 20). В Нагорной проповеди евангелист Матфей приводит наставление Христа о правильном принесении жертвы, которое требует предварительного примирения с ближним (Мф. 5:23). В связи со спорами, которые устраивали фарисеи и книжники, в Евангелии от Матфея дважды цитируется пророк Осия (6:6; Мф. 9:13; 12:7) с тем, чтобы показать: осквернение происходит не при общении с грешниками, а при непроявлении милосердия – формальное соблюдение закона неугодно Богу (ср. в Мк. 12:33 любовь к ближнему объявляется более значимой, чем жертва «всесожжения» и все другие жертвы).

 



 
PR-CY.ru