ЖЕРТВА - Страница 7

При этом Христос замечает, что Он «больше храма» (Мф. 12:6), а следовательно, и тех жертв, которые в нём приносятся. Событие Очищения храма Христом и Его пророчества о разрушении Иерусалима и храма предуказывали, что в скором времени ветхозаветные жертвоприношения прекратятся. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Христос – истинная жертва, Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира (Ин. 1:29). По свидетельству книги «Деяния св. апостолов», первые христиане, происходившие из евреев, по крайней мере, в первые годы после рождения церкви продолжали посещать храм и участвовать в принесении жертв (Деян. 21:26; 24:17; ср. 2:46; 3:1; 5:42). Но уже в проповеди первомученика Стефана содержится косвенная критика ветхозаветного культа, от которого сами иудеи не раз отрекались в прошлом (Деян. 7:41–42; ср.: Исх. 32:4, 6; Ам. 5:25). В Посланиях апостола Павла образ жертвы появляется преимущественно в связи с Крестной смертью Христа (1 Кор. 5:7; Рим. 3:25; 15:16; Еф. 5:2). Вместе с тем он называет угодной Богу жертвы и дары, посланные филиппийцами (Флп. 4:18), а также своё служение, которое сопряжено с мученичеством (Флп. 2:17; ср. 1:19–26). В послании Римлянам (12:1) апостол призывает христиан сделать свою жизнь жертвой Богу. Аналогичный призыв о «духовных жертвах», которые приносит новое священство, содержится в 1 Петр. 2:5. В первом Послании к Коринфянам разбирается вопрос об идоложертвенном мясе и шире – об отношении к языческим культам (1 Кор. 4:4, 10; 8:1–13), которые объявляются жертвоприношениями бесам (1 Кор. 10:20). Вопрос об отношении к ветхозаветному культу рассматривается подробно в Послании к Евреям. После кратких описаний жертвоприношений, которые совершает первосвященник в храме (Евр. 5:1; 8:3), и упоминаний разных типов жертвы (Евр. 10:5–10), говорится о жертве Христовой, которая превосходит их. Ветхозаветные жертвы не могут сделать совершенной совесть (Евр. 9:9), а жертва Христова подаёт вечное искупление (9:12). Жертвы, принесённые Авелем (Евр. 11:4) и Авраамом (Евр. 11:17–19), превозносятся за то, что были принесены с верой (ср.: Иак. 2:21, где тема жертвы Авраама раскрывается с иной стороны). В финале Послания Евреям христиане призываются к принесению «жертвы хвалы» (Евр. 13:15), т.е. к молитве, которая заменяет ветхозаветные жертвы. В Соборных Посланиях образ жертвы используется, в основном, в христологическом значении (1 Петр. 1:18 сл.; 1 Ин. 1:7, и др.).

 



 
PR-CY.ru