Словарь по христианству Ж ЖЕРТВА

ЖЕРТВА

ЖЕРТВА – религиозное действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни), чего-либо иного Богу. Принесение жертвы является одним из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности. Так, Священная история Ветхого Завета говорит о том, что жертвы приносились уже вскоре после грехопадения, ещё при жизни первозданной человеческой пары: рассказ о жертве Каина и Авеля (Быт. 4:1–5); ряд экзегетов усматривают утверждение о божественном происхождении института жертвы в том, что сразу после грехопадения Бог облекает Адама и Еву в одежды из кожи (Быт. 3:21). В той или иной форме идея жертвы и жертвенный культ присутствуют в большинстве религий. Существует ряд социологических, антропологических и религиоведческих теорий, предлагающих объяснения возникновения практики принесения жертвы у древних людей. Эдвард Бернетт Тайлор считал, что в основе этой практики лежит примитивный принцип «do ut des» («даю, чтобы получить»), распространённый на отношения человека и божества, которые при таком подходе не отличаются от бартерных отношений между людьми. Теория Э. Тайлора стала широко известной; попытки её опровержения или пересмотра привели к появлению новых теорий. Например, Анри Юбер и Марсель Мосс предложили понимать жертву как действительный дар божеству, но состоящий не в жертвенном животном как таковом, а в том, что оно представляет приносящих жертву, и его заклание оказывается средством установления связи нашего «профанного» мира с «сакральным». Другие теории не основывались на принципе «do ut des» и вытекающем из него понимании жертвы как дара божеству. Рамсей Смит полагал, что изначально во время жертвы закалалось не животное вообще, а тотем того или иного племени, представлявший собой и само племя, и его божественного покровителя, поэтому вкушение мяса этого животного являло связь племени с его покровителем и тем самым закладывало основу для дальнейшей жизни сообщества. Джеймс Джордж Фрэзер считал, что жертва в основе своей представляет магическое действие; мнение о магическом характере жертвы поддерживалось и другими учёными. Ещё одна распространённая позиция – это понимание жертвы как способа воспроизведения мифа, лежащего в основе мировоззрения той или иной группы. Существовали и иные теории. Ни одна из них не способна вполне объяснить феномен жертвы, несмотря на то что в отдельных случаях они могут дать приемлемое объяснение жертвенному культу того или иного сообщества (так, практиковавшиеся в некоторых наиболее безнравственных в свете библейской традиции религиях (например, религии ацтеков) человеческие жертвоприношения часто трактуются как магические). В особенности эти теории неприменимы к системе жертвы в Ветхом Завете и к дальнейшему осмыслению жертвы в иудаизме и христианстве. Принесение жертвы было неотъемлемой частью богопочитания уже в эпоху патриархов. Ветхозаветные патриархи приносили жертвы по разным поводам и в разных местах, сооружая для этого жертвенники из камней. Особое значение в истории патриархов имеет рассказ о жертвоприношении Авраама (Быт. 22:1–18), в котором подчёркивается незыблемость веры праотца (некоторые толкователи видят в этом рассказе богословское обоснование отрицания человеческих жертвоприношений).

 



 
PR-CY.ru