Словарь по христианству Ж ЖЕРТВА - Страница 8

ЖЕРТВА - Страница 8

Христианское богословие жертвы связано с несколькими темами. Прежде всего, это жертва, принесённая Спасителем на Кресте, что составляет основной вопрос христианской догматики. Его обсуждение, в частности, стало одной из главных линий развития православного богословия в XX в. (см. Искупление, Крест). Другой важнейший догматический аспект христианского богословия жертвы – учение о евхаристии как о жертве. Это учение основывается на убеждении в том, что евхаристия является «возвещением» Крестной смерти и Воскресения Христа (ср.: 1 Кор. 11:26: «...Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт») и поэтому актуализацией Голгофской жертвы, а также на раннехристианской интерпретации евхаристии как единственной и чистой жертве из пророчества Малахии (Мал. 1:11), которая заменит все ветхозаветные жертвоприношения (жертвоприношения животных в христианстве не сохранились, хотя исследователям известны и исключения). Классическая католическая формулировка учения о евхаристии как о жертве содержится в декрете Тридентского собора, принятом на 22-й сессии и направленном против протестантов, отрицающих жертвенный характер евхаристии (что сохраняется в разных ветвях протестантизма и до настоящего времени; основанием для такого отрицания служит убеждение в невозможности «актуализации» единственной Голгофской жертвы). Православное учение о евхаристии как о жертве и о её единстве с Голгофской жертвой было сформулировано и утверждено на Константинопольских соборах 1156–1157 гг. и развито тогда же епископом Мефонским Николаем, а в XIV в. – Николаем Кавасилой. Это учение вопреки сомнениям в нём, высказывавшимся некоторыми современными богословами (в частности, протопресвитером Александром Шмеманом), доныне остаётся основой православного учения о таинстве евхаристии (см. Евхаристия). Ещё одна тема христианского богословия жертвы – учение об этическом совершенствовании и аскетическом подвиге как о личной жертве каждого христианина. Высшей формой христианского подвига является мученическое самопожертвование: «...Я добровольно умираю за Бога... Я пшеница Божия, пусть измелют меня зубы зверей... Тогда я буду поистине учеником Христа». Внешней формой жертвы для каждого верующего являются пожертвования как в форме принесения просфор и вина для евхаристии или иных предметов для богослужения (в частности, свечей), так и в виде денежных пожертвований и в других формах.



 
PR-CY.ru