Словарь по христианству В ВАРНАВА

ВАРНАВА

ВАРНАВА (ум. около 57 г.) – апостол от 70 ( память 11 июня и в Соборе 70 апостолов). Считается основателем Кипрской православной церкви и её первым архиепископом. Кроме «Деяний святых апостолов» важнейшими источниками, повествующими об апостольской деятельности Варнавы, являются апокрифические «Хождения и мучение Апостола Варнавы» («Акты Апостола Варнавы» V в., до 488 г.), приписываемые апостолу Марку, и «Энкомий» («Похвальное слово»; конец V – начало VII в.; по мнению исследователей, наиболее вероятно – вторая половина VI в.) монаха Александра Кипрского. По словам агиографа, «Энкомий» написан на основе сочинений Климента Александрийского (III в.) и «др. древних авторов». Ряд сведений о Варнаве содержится в Житиях кипрских святых I в. – Тамасского епископа Ираклидия и Солийского епископа Авксивия (оба не раньше VI в.). Варнава происходил из состоятельной еврейской семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия (Деян. 4:36), или Иосиф. Апостолы нарекли его Варнавой, что означает «сын утешения» или «сын пророчества» (Деян. 4:36). Он принадлежал к колену Левитову, причём Александр Кипрский уточняет, что Варнава вёл свой род от пророка Самуила. Согласно Александру Кипрскому, Варнава в юности был послан родителями в Иерусалим, где вместе с Савлом (будущим апостолом Павлом) обучался у известного законоучителя Гамалиила. Благодаря Варнаве, убедившему апостолов в искренности обращения Савла, прежний гонитель христиан вошёл в общение с учениками Христа (Деян. 9:27). Семья Варнавы имела богатые владения не только на Кипре, но и в Иерусалиме. Сам он, продав земельный участок около города, передал деньги апостолам на нужды иерусалимской христианской общины (Деян. 4:37). В «Деяниях апостолов» не говорится об обстоятельствах обращения Варнавы. По свидетельству монаха Александра, в Иерусалиме Варнава стал очевидцем исцеления расслабленного у купальни Вифезда, а также других чудес, совершённых Христом в иерусалимском храме. Варнава пал к стопам Спасителя и испросил его благословения. Он обратил в христианство свою сестру Марию, мать апостола Иоанна Марка. Апостольская деятельность Варнавы началась после побиения камнями первомученика Стефана (34/35 г.). Спасаясь от гонений, начавшихся после смерти Стефана, члены иерусалимской общины «прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян. 11:19–20). Когда в Иерусалиме стало известно о распространении христианства в Антиохии, апостолы поручили Варнаве отправиться туда (Деян. 11:22). Прибыв в Антиохию, он утвердил новообращённых и поддержал деятельность эллинистов (Деян. 11:23). Потом, отправившись в Тарс, привёл оттуда Савла (Деян. 11:25) и привлёк его к проповеднической деятельности среди антиохийских язычников. Целый год они вместе проповедовали в Антиохии, многих обратив ко Христу. Их ученики впервые в истории стали называться христианами (Деян. 11:26). Среди обращённых иудеев-киприотов были исцелённый от проказы Аристоклиан (впоследствии епископ Амафунтский) и, как полагают исследователи, Мнасон (впоследствии епископ Тамасский) со своим другом Феоной. Узнав о грядущем голоде (44 г.), антиохийские христиане собрали деньги и послали их через апостолов Варнаву и Савла иерусалимской общине (Деян. 11:29–30).

 



 
PR-CY.ru