ВАРНАВА - Страница 6

Тертуллиан приписывает Варнаве «Послание к Евреям». Варнава иногда рассматривался и как автор «Деяний святых апостолов». Патриарх Фотий, использовавший не дошедшие до настоящего времени источники, в «Амфилохии» замечает, что «автором “Деяний” одни называют Климента Римского, другие – апостола Варнаву, прочие – евангелиста Луку», но в дальнейших рассуждениях Фотий доказывает авторство апостола Луки. В поздних итальянских и испанских списках сохранилось другое Евангелие от Варнавы, плод происламской полемики, которое, по мнению Л. Чирилло, восходит к апокрифической компиляции, возникшей в иудео-христианской среде до V в. Согласно древней традиции, Варнава считается главой («корифеем») 70 апостолов, что отражено в ряде агиографических («Энкомий» Александра Кипрского) и гимнографических памятников (кондак, служба 11 июня: «Господень был еси всеистинный служитель, апостолов же явился еси семидесятих первый»). Особо почитается Кипрской православной церковью. Ещё до составления в IV–V вв. списков апостолов от 70 Варнава включается в число 70 учеников Спасителя Климентом Александрийским (III в.) в «Очерках» и «Строматах», а вслед за ним и Евсевием в «Церковной истории». Псевдо-Климентовы гомилии подчёркивают, что Варнава являлся непосредственным учеником Спасителя. Входящие в состав Климентин «Встречи» (V в.) идентифицируют Варнаву с Матфием, избранным вместо предателя Иуды, таким образом включая Варнаву в число 12 апостолов. Кроме «Актов Варнавы» и «Энкомия» Александра Кипрского сохранились посвящённые апостолу Слово «О мире и о Святом Варнаве» (401 г.), приписываемое Габальскому епископу Севериану или (что исследователи считают менее вероятным) Иоанну Златоусту, «Похвальное Слово» Леонтия Монаха (VI–VIII вв.), «Воспоминание», или «Записка» XI в., Житие в составе Императорского Минология XI в. В кратком Житии, помещённом в Синаксаре Константинопольской церкви X в., подчёркивается связь Варнавы с апостолом Петром: он принял хиротонию от Петра и назван его спутником. В «Воспоминании» XI в., напротив, Варнава назван спутником Павла, а также братом апостола Аристовула, чья дочь была женой апостола Петра. В Типиконе Великой церкви IX–X вв., как и в студийских и иерусалимских Типиконах вплоть до современных печатных греческих и славянских изданий, память Варнавы дана вместе с памятью апостола. Корпус песнопений включает в себя: тропарь третьего гласа (общий апостолам); кондак третьего гласа на подобен «Дева днесь» с икосом (в греческой Минее икос отсутствует); канон второго гласа, творение Феофана, ирмос; два самогласна, одна группа из трёх подобнов и две группы стихир, посвящённые обоим апостолам. В греческой Минее есть другие два самогласна, посвящённые этим апостолам; седален и светилен иные. Литургийное чтение из Апостола (Деян. 11, 19–26, 29–30) выбрано потому, что в нём упоминается Варнава. В греческой Минее указано общее чтение апостолам (1 Кор. 4:9–16); Евангелие также общее. Варнава изображается человеком средних или преклонных лет, волосы тёмные или с проседью, борода средней длины, в соответствии с апостольским чином облачён в хитон и гиматий, в руках свиток (или без него); как основатель и первый архиепископ Кипрской православной церкви нередко бывает представлен в святительском омофоре поверх апостольских одежд.

 



 
PR-CY.ru