ВАРНАВА - Страница 2

Варнава и Савл вскоре возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собой племянника Варнавы Иоанна Марка (Деян. 12:25). В Антиохии Варнава возглавил круг «пророков и учителей», куда входили Симеон Нигер, Луций Киринеянин, Манаил, воспитывавшийся вместе с Иродом Антипой, и Савл (Деян. 13:1). На протяжении глав 11 и 12 и стихов 1–12 главы 13 (до рассказа об обращении проконсула Сергия Павла) при описании их апостольской деятельности имя Варнавы всегда стоит впереди имени Савла. Жители Листры сравнивали Варнаву с Зевсом, а Савла с Гермесом (Деян. 14:12). По Божественному внушению они отправились на проповедь, обратив её как к эллинам, так и к иудеям. В первом путешествии Варнавы и Павла их сопровождал племянник Варнавы Иоанн Марк. Из Антиохии они прибыли на Кипр (весна 45 г.), проповедовали в Саламинских синагогах и прошли весь остров до Пафоса (Пафа; Деян. 13:4–6). В Пафосе римский проконсул Сергий Павел, «призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие» (Деян. 13:7). Их оппонентом выступил иудейский маг и псевдопророк Вариисус (Елима). Савл совершил чудо, временно ослепив Вариисуса, в результате чего многих обратил в христианство, в том числе и самого проконсула (Деян. 13:6–12). Таким образом, Кипр стал первой страной, где у власти был христианский правитель. С этого момента Савл стал именоваться Павлом. В Пафосе, согласно местному преданию, апостол Павел претерпел мучение «сорока без одного» ударами. Маршрут апостолов не указывается в «Деяниях», а в кипрских источниках существуют различные версии. Среди городов и местностей, в которых побывали апостолы, упоминаются Китий, Тамас, Палехори, Агрос, Лампадист, Солы, гора Олимп (современная Олимбос) и др. Исследователи считают наиболее вероятным, что апостолы передвигались по острову, пользуясь системой римских дорог. В Китии (современная Ларнака) они встретили праведного Лазаря Четверодневного, который из-за преследования иудеев был вынужден покинуть Палестину и переселиться на Кипр. Варнава и Павел рукоположили его во епископа Кития. В «Хождении апостола Варнавы» рассказывается, что они посетили город Лампадист (по мнению одних исследователей, он располагался к востоку от современного селения Какопетрия, по мнению других – к юго-западу от селения Мицеро, на вершине, где находятся развалины византийской церкви Панагии Ламподусы). Здесь они встретили Ираклия из Тамаса, с которым познакомились ещё в Китии. Варнава крестил его с именем Ираклидий и рукоположил во епископа Тамаса. Согласно Житию Ираклидия, его крещение произошло в «реке Солейской» (т.е. в реке Сетрах, протекающей по горной долине Марафаса и впадающей в море у города Солы). Около места крещения Ираклидия сейчас находится монастырь св. Иоанна Лампадистиса (селение Калопанайотис). Из Пафоса оба апостола отплыли на корабле в Малую Азию, о чём упоминает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории». Далее (без Иоанна Марка, который отделился от них и вернулся в Иерусалим) они отправились в Памфилию (Пергию и Атталию), Писидию (Антиохию Писидийскую) и Ликаонию (Иконию, Листру и Дервию), проповедуя как иудеям, так и язычникам. В этих городах они основывали христианские общины, сталкиваясь с сильным противодействием иудеев (Деян. 13:13–52; 14:1–26). Возвратившись в Антиохию, оба апостола вступили в полемику с иудео-христианами относительно необходимости обрезания для христиан.

 



 
PR-CY.ru