Словарь по христианству В ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 15

ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 15

Как и многие литературные произведения выговской школы, стихи с распевами сочинялись как отклик на конкретные события: более 20 выговских стихов с распевами, посвящённых памяти А. Денисова, стихи С. Денисову, Д. Викулину, П. Прокопьеву, стихи на дни тезоименитств киновиархов А. Борисова, К. Михайлова, Т. Андреева, поздравительные стихи благотворителям Выгореции Андрону Васильеву и Наталии Козминичне Галашевской, стих, сочинённый по случаю составления «Поморских ответов» («Си глаголют пустынножители Неофиту»). Стих «Псальма лексинских девиц» описывает жизнь и быт Лексинской обители в первой четверти XIX в. А. Денисову приписывается нравоучение в стихах «Увеселение есть юноши премудрость», среди других авторов стихов известны С. Денисов, старица Марина, Москвитин, выговцы Косма и Трофим. Часть литургических текстов использовалась на Выге во внебогослужебной практике – с сохранением традиционных распевов или с новыми напевами. Жанровое переосмысление литургических текстов очевидно для исследователей на примере рукописного «певческого синодика» середины XVIII в., составленного выговцами из заупокойных песнопений: стихир Иоанна Дамаскина, исповедника Феофана Начертанного, тропарей канонов Андрея Критского и Иоанна Мавропода, митрополита Евхаитского. «Певческий синодик» представляет собой оригинальную композицию из 16 стихов, оформленную заголовками, виршами и украшенную миниатюрами (все песнопения имеют здесь новые самостоятельные распевы). По содержанию и по сюжетам миниатюр подборка тяготеет к широко распространённым в конце XVII–XVIII в. лицевым синодикам. Выговские стихи опираются на конкретные литургические образцы (этот же принцип распространялся и на песнопения служб почитаемым старообрядцам). Виршевые стихи созданы по типовым для того времени силлабическим и силлабо-тоническим формам и отмечены оригинальностью литературного текста. Однако их напевы в большинстве своём несамостоятельны: в их основе лежат интонации русских духовных кантов XVII в., причём некоторые из выговских стихов имеют общие напевы не только с русскими духовными и панегирическими кантами, но и с польско-украинскими псальмами, которые на Выге исполнялись и записывались в одних и тех же сборниках с выговскими стихами. Так, для поздравительных виршей в дни тезоименитств выговских наставников был избран широко распространённый напев рождественской псальмы, принадлежавший к числу «странствующих» мелодий XVIII в. Выговские мастеропевцы творили в условиях господствовавшей тогда в России ориентации на западноевропейскую культуру, но им удалось сохранить и продолжить русские средневековые традиции и творчески развить их в рамках певческого канона.



 
PR-CY.ru