ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 13

В подборках дневных прокимнов в певческих Обиходах помещаются все указанные в уставе варианты: «ин», «малый», «большой», «демество» и «путь». Таким образом, в уставе давался «ключ» к исполнению разных версий песнопений, содержащихся в певческих книгах. В период расцвета музыкальная культура Выга включала разные виды деятельности: богослужебное и внебогослужебное пение, переписывание и составление книг, обучение певческой грамоте и сочинение новых произведений. В Выговской пустыни сочинялись стихи, молитвы, каноны и церковные службы старообрядческим подвижникам и мученикам. Поморскими гимнографами был написан «Канон благодарственный… о православней вере Господу Исусу Христу», «Канон за упокой различными образы за отеческия в вере Христове бывшия древле обычаи и законы усердно умерших. Глас 8» (неизвестного автора). Поморец Г. Карнаев (Романовский) написал 29 тропарей и кондаков разным святым, а также канон преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. Выговцами было создано девять церковных служб. Авторы четырёх известны: Семён Денисов, Карнаев (Романовский) и Иван Антонов. Из выговских служб две посвящены старообрядческим страдальцам и исповедникам, в том числе протопопу Аввакуму, Феодосии Морозовой, Евдокии Прокофьевне Урусовой, Павлу Коломенскому и др.; шесть – выгорецким отцам Корнилию Выговскому, Даниилу Викулину, Геннадию Боровскому, Петру Прокопьеву, Андрею Денисову и Семёну Денисову. «Служба святым исповедникам, новым российским страдальцам», вероятно, была составлена и распета на крюках С. Денисовым. Все упомянутые службы написаны согласно православной уставной традиции и относятся к типу средних праздников, с праздничными вечерней и утреней. Текстам песнопений свойственны витиеватое многословие, сложность риторических конструкций, характерных для выговской литературной традиции. В текстах служб применены акростих, лексическая и звуковая анафоры, организующие песнопения внутри групп. Особенностью выговских служб являются предваряющие канон особые четверостишия. Например, в службе Андрею Денисову: «Колена сердца моего преклоняю / Ко Владыце моему Создателю / Пение песненно отцу начинаю / Воспети церковному учителю». На Выге укоренилась древнерусская монастырская традиция пения духовных стихов. В поэтический репертуар выговцев входило более 250 стихов с распевами. Первоначально стихи помещались в певческих сборниках смешанного состава. В них средневековые «покаянные и умиленные» стихи соседствовали с польско-украинскими кантами, псалмами иеромонаха Симеона Полоцкого, виршами Ростовского митрополита Димитрия (Туптало), Рязанского митрополита Стефана (Яворского), стихотворениями Александра Петровича Сумарокова, Михаила Васильевича Ломоносова, Григория Саввича Сковороды и др.

 



 
PR-CY.ru