ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 11

Один из певческих сборников Трифона Петрова изобилует вариантами музыкальных текстов, которые отразили процесс формирования устойчивого корпуса праздничных тропарей и кондаков и позднее вошли в «типовой» поморский Обиход: на полях рукописи встречаются примечания «сие писать», «не писать», «сие писать прежде сих тропарей» и т.п. В ранних выговских певческих сборниках исследователи встречают списки праздничных богослужебных циклов, которые позднее были включены в типовые поморские Стихирари. Среди них типовые нотированные стихиры служб Зосиме и Савватию Соловецким, Тихвинской иконе Божьей Матери, служба новым российским чудотворцам, составленная в XVI в. иноком Григорием Суздальским и сохранившаяся в этом виде только в практике старообрядцев, и некоторые другие службы, составляющие своеобразие поморского богослужения. Из всего многообразия бытовавших в первой половине XVII в. певческих стилей выговцы выбрали знаменный, большой, малый, демественный и путевой распевы. Репертуар демества и пути был ограничен записями распевов в знаменной нотации. Поморский библиограф Павел Любопытный отмечал, что Иван Москвитин «образовал в разных родах путевое и демественное пение, до того времени бывшие во многих частях и дроби недостаточные». Выговцами были усвоены соловецкий, кирилловский, тихвинский, новгородский и псковский распевы. В выговский певческий репертуар были включены и авторские распевы священника Феодора Христианина и его сына Феодора, архимандрита Исаии (Лукошко), Кирилла Гомулина. В поморских рукописях варианты распевов имеют более 400 песнопений, причём в одной рукописи может помещаться до восьми вариантов распевов на один текст. Так, песнопение, исполняемое на отпусте Пасхи «И нам дарова», известно в распевах: «малое», «путь», «демество», «столповое большое знамя» (с аненайками), «восьмого гласа», «царь стих» (большой распев с хабувой), «ин розвод» (с хабувой), «путевой большей». К последнему десятилетию XVIII в. на Выге окончательно сложились все типы книг, отвечавшие требованиям беспоповского богослужения. Основой для типовых поморских Ирмосов, Октая, Триоди постной и Триоди цветной, Праздников, Стихираря и Обихода служили древнерусские певческие книги, оформившиеся к середине XVII в. Однако на протяжении XVIII в. в поморские певческие книги включались новые песнопения, некоторые сборники разделялись на самостоятельные кодексы, краткие редакции заменялись полными составами книг. Специфика местной богослужебной практики в большей степени отразилась на составе Обихода и Стихираря. В выговском Обиходе раздел литургии сокращён до одного песнопения – «Единородный Сын». Подборки подобнов и самогласнов, величаний, задостойников, светильнов, тропарей и кондаков, цикл певческих кафизм, служба Пасхе и чин панихиды приобрели в поморском Обиходе стабильный характер. Большинство песнопений Обихода фиксировались с устойчивыми вариантами распевов. Так, задостойники представлены путевым и большим («царь стих») распевами, величания – знаменным и путевым.

 



 
PR-CY.ru