ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 14

Богатство образцов повлияло на поэтическое творчество выговцев, создававших свои стихи по канонам гимнографических жанров, ранней русской силлабики и даже равномерно акцентированной силлабо-тоники. Стилистически разнородным текстам соответствовали и разнородные напевы – от древних знаменных распевов до романсовых мелодий, которые независимо от стилистики записывались крюковой нотацией. Во второй половины XVIII в. стихи с распевами выговцы объединяли в тематические подборки (подобные стихи-псальмы на церковные праздники известны по украинским Богогласникам), которые с конца XVIII в. получили широкое распространение в виде самостоятельных книг – «Стиховников». В этот же период формировался выговский сборник духовных стихов постоянного состава, в котором доминирует принцип тематических подборок. В типовом сборнике содержатся группы стихов о пустыне, о выговских отцах, блок покаянных стихов на восемь гласов. Обрамляют подборку стихов о пустыне «Символ веры» в форме осмогласника и «Отче наш» шестоо гласа. Стихи о выговских отцах расположены по иерархии: основателям обители Д. Викулину и А. Денисову, первому уставщику П. Прокопьеву, последнему наставнику киновии С. Денисову. В завершающий раздел сборника вошли такие популярные у поморцев стихи, как молебный Богородице «Мати милосердо, Ты еси отрада» (Димитрия Ростовского), «Плач триех отроков, роспетый рифмосложне» (переложение 136 Пс. из «Псалтыри рифмотворной» Симеона Полоцкого), «Кому повем печаль мою...», «Восточная держава славнаго Киева града...» и некоторые др. Заключает сборник Иисусова молитва, распетая на крюках. Формы поэтических текстов выговцы черпали не только из традиционной гимнографии, но и из виршевой поэзии «Грамматики» иеромонаха Мелетия (Смотрицкого). Сохранились образцы выговских «поэтических штудий» с просодиями Смотрицкого, представляющие собой подборки кратких молитвословных текстов по отдельным родам стихосложения: «иройском», «елегийском», «ироелегийском», «иамвийском». Стихотворные образцы посвящены Кресту Христову, Богородице, Сергию Радонежскому, преподобному Савватию, великомученице Варваре и др. и написаны по типу тропарей канона, причём часть стихов распета на крюках.

 



 
PR-CY.ru