Словарь по христианству В ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО

ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО

ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО (Выговская пустынь) – крупнейший центр старообрядцев-беспоповцев, положивший начало поморскому согласию; состояло из Выговского (мужское) и Лексинского (женское) общежительств под единым управлением. Выголексинское общежительство было основано в октябре 1694 г. церковным дьячком из села Шуньга Даниилом Винулиным и посадским человеком из Повенецкого рядка (ныне посёлок Повенец, Карелия) Андреем Денисовым. Названо по местоположению – Выговской «пустыни» (Выговскому сузёмку), находившейся на северо-восточном берегу Онежского озера по верхнему и среднему течению реки Выг. В последней четверти XVII в. этот труднодоступный и незаселённый район стал местом прибежища для недовольных церковной реформой патриарха Никона. С конца 1670 гг. здесь появились отдельные скиты и поселения. Большая роль в организации старообрядческого общежительства в этом регионе принадлежала монахам Соловецкого в четь Преображения Господня монастыря, покинувшим обитель во время Соловецкого восстания 1667–1676 гг. и активно проповедовавшим «древнее благочестие» в Поморье: в частности, чёрному диакону Игнатию, соборным старцам Герману (Коровке) и Геннадию (Качалову), иеродиакону Пимину, иеромонаху Пафнутию. В Выговской «пустыни» жили также выходцы из других монастырей: постриженик Корнилиева Комельского монастыря Корнилий, исполнявший различные службы при патриархах Иоасафе и Иосифе, Кирилл Сунарецкий, постриженик Юрьегорского монастыря близ Олонца Питирим, Виталий, принявший постриг в одном из московских монастырей, Прокопий Нижегородский. Увлечённые проповедью монахов, призывавших к бегству из «мира антихриста», в этот регион стекались окрестные крестьяне. На протяжении 1680 гг. миграционный поток нарастал, что беспокоило церковные и светские власти. Узнав о посылке воинской команды и желая уберечь свои жилища от разорения, часть выговских жителей под руководством Игнатия и Германа Соловецких и Емельяна Повенецкого вышли в Палеостровский монастырь и заняли здесь оборону, затем устроили самосожжение (Палеостровская «гарь» 4 марта 1687 г., события повторились 23 ноября 1688 г.). Поток крестьянских переселенцев значительно возрос в 1691 г. – тогда на Выг пришли повенчане Пётр Прокопьев, Андрей Денисов и Иван Белоутов, толвуянин Захарий Стефанов Дровнин с семьёй и др. Первоначально в Выговском старообрядческом сузёмке (заселённой старообрядцами территории на Выге) существовало два типа поселений: мирские (например, «становища» Емельяна Повенецкого и Викулина) и скитские (основанные иноками, в том числе Корнилием), в скитских не допускалось совместное проживание мужчин и женщин. После пожара, случившегося осенью 1694 г. и уничтожившего все строения и запасы в поселении Даниила Викулина и Андрея Денисова, его руководители вместе с жителями соединились с поселением З.С. Дровнина, на этом месте на берегу Выга возникло старообрядческое мужское общежительство (ныне деревня Данилово), вскоре была построена часовня в честь Богоявления – первое молитвенное здание в этих местах.

 



 
PR-CY.ru