ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 12

В содержании Стихираря запечатлелась выговская традиция месяцесловных памятей, поскольку в свой месяцеслов выговцы включили лишь те памяти, которые отмечались до середины XVII в. Среди 209 праздничных циклов, составляющих Стихирарь поморцев, 73 посвящены памятям русских святых, из числа которых выделяются памяти 28 севернорусских преподобных, особо почитаемых в киновии. Музыкальная культура Выга носила в полной мере письменный характер. В период расцвета книгописания (последняя четверть XVIII – первая четверть XIX вв.) в «скрипториях» Выголексинского общежительства были созданы тысячи почти идентичных певческих рукописей, в которых отразились главные черты выговской книжности. Они послужили образцами для списков, сделанных в других старообрядческих рукописно-книжных центрах, а многие поморские книги и в настоящее время используются в беспоповских общинах России и за её пределами. Сведения о выговской певческой практике, сложившейся к началу XIX в., содержатся в местном уставе, близком по типу к монастырским Обиходникам и соборным Чиновникам. Устав включает чинопоследования будничного и воскресного циклов и круг вселетного пения. В уставе указывается на то, каким составом песнопения пелись или читались, какие распевы звучали в обычные и праздничные дни. В нём регламентируются действия канонарха и головщиков. Имеются указания на способ произнесения текстов: «конархать», «говорить говором», «честь», «сказывать», «петь на глас», «петь по знамени», «петь пением» и др. Подробно описаны службы храмовых праздников главных часовен общежительства: Богоявления, Успения, Введения, Воздвижения, Преображения, Рождества Богородицы и Рождества Христова. В дни особо почитаемых на Выге святых «соборно», «почести ради» на молебнах пелись каноны: «на Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, на Петров день, на две памяти Николы Чудотворца, на три памяти Соловецких чудотворцев, на две памяти Иоанна Богослова». На дневных молебнах кроме обычных памятей пелись каноны соловецким святым. В книге чётко распределены по чинам и праздникам те варианты распевов, которые в певческих рукописях не имеют точных указаний. Так, ремарки к распевам дневных прокимнов встречаются в трёх вариантах: на праздник Рождества Богородицы – «дваще обычное, третье демество», на храмовые праздники Богоявления и Успения – «дваще обычное, а в третье большим роспевом», в обычные дни – «поют на крылосех пять раз: первый и последний на правом, четырежды малой распев, а пятый всегда путевой».

 



 
PR-CY.ru