ВЕТКА - Страница 5

Ветковские мастера создали собственный стиль написания и оформления рукописей. Орнамент ветковских певческих рукописей своеобразен и строг, не содержит золота. В нём присутствуют черты травного стиля, барочные элементы, преобладают оттенки красного, зелёного, синего, жёлтого цветов. Инициалы многоцветные, используется киноварь или близкая по тону краска. Встречаются высокохудожественные переработки старопечатного орнамента. В ряде рукописей указываются имена создавших их мастеров. Своей вершины ветковская орнаментика достигла в рукописях старца Евдокима Носова (1777 г.). Традиция переписывания рукописей сохранялась на Ветке вплоть до 1960 гг. Ветковские орнамент и почерк крюков послужили основой, на которой сложился стиль гуслицких рукописей (особенно трудно отличить от ветковских гуслицкие рукописи конца XVIII в.). Ветковцы распели отдельные песнопения особым напевом, обозначенным в рукописях как «Ветковский распев». В одной из рукописей, которую нашли и ввели в научный оборот Е.А. и А. Е. Бобковы (этим распевом записано песнопение «Да ся исправит молитва моя»). Указания на ветковский распев встречаются в рукописи певческого собрания Пермской Государственной галереи. Гласового обозначения ветковский распев не имеет; его музыкально-стилистические особенности не изучены. В Ветковско-Стародубском собрании певческих рукописей научной библиотеки МГУ указаний на этот распев нет. Иконопись Ветки (конец XVII в. – вторая половина XVIII в.), отражающая непрерывность православной традиции, сохранённой в среде старообрядцев в следовании решениям Стоглавого Собора 1551 г. и памятникам духовной культуры XVI – первой половины XVII вв., изучена мало. Её истоками были художественные центры в Романове-Борисоглебске (ныне Тутаев), Костроме, Ярославле, чьи лучшие мастера работали в Оружейной палате Московского Кремля. Однако на дониконовскую иконопись не могли не оказать влияние новые художественные тенденции. Совмещение традиционного письма с «живоподобием» свидетельствует о двойственности стиля, который удерживался, тем не менее, в старообрядческой иконе в границах древнего канона. Конфессиональная замкнутость и расположенность за пределами России способствовали закреплению в художественной практике Ветки местных особенностей, сохраняемых благодаря династической преемственности мастерства. Своеобразие иконописи на Ветке проявилось и в создании новых иконографий. Ветковские мастера изготавливали иконные доски без ковчега из древесины мягких пород, осины и тополя, сильно подверженных воздействию жучка-точильщика. Для паволоки использовались льняные, позже хлопчатобумажные промышленного производства ткани. Графья присутствовала всегда; рисунок процарапывался, вычеканивался по левкасу, и затем поверхность золотилась. Характерной чертой ветковских икон стало одновременное сочетание большинства распространённых техник и приёмов письма (цировка, цвечение золота, черневая роспись, впроскребку). При золочении нимбов нередко применялось глассирование, они выполнялись в виде точечного орнамента, а также способом цировки, цветом (красной и тонкой белой линиями), иногда по западному типу – сочетанием прямых и зигзагообразных лучей.

 



 
PR-CY.ru