ВЕТКА - Страница 2

Ветковский храм имел два придела, со временем его богато украсили иконами и утварью. Вскоре при нём возникли два монастыря – мужской и женский, были открыты мощи, в первую очередь, «тихого благоветного Иоасафа». Ветка, где действовала единственная на весь старообрядческий мир церковь, и были обретены мощи вождей старообрядчества, стала одним из главных центров беглопоповщины. Феодосий и принятые им в «старую веру» беглые иереи «исправляли» приходивших к ним священников и посылали их в старообрядческие общины во все концы страны. Под видом купцов насельники ветковских монастырей расходились по России, развозили просфоры и воду, освящённые в ветковской церкви, совершали требы, собирали пожертвования. Разносторонней была и хозяйственная деятельность ветковских поселений: старообрядцы вырубали леса, обрабатывали пашню, разводили скот, строили мельницы, вели широкую торговлю. Насельники скитов и монастырей занимались традиционными монастырскими рукоделиями – книгописанием, переплётом книг, иконописанием; ветковские монастыри были центрами обучения грамоте, хранилищами древних книг и рукописей. Под влиянием Ветки в первой половине XVIII в. находились поповцы Москвы, Поволжья, Дона, Яика и др. Ослабленный преследованиями Нижегородского епископа Питирима (Потёмкина) и нарастающими внутренними спорами между софонтиевским, онуфриевским и дьяконовским согласиями, Керженец подчинился Ветке и её деятельному старцу Феодосию, который энергично участвовал в полемике, особенно с дьяконовцами, начавшими активно переселяться с Волги на Ветку и в Стародубье. Одним из противников Феодосия был дьяконовец Тимофей Матвеев Лысенин. Их спор отражён в «Описании прения старца Феодосия с некоим Тимофеем Матвеевым Лысениным, и с учеником его Василием Власовым, и с их единовольники о Честном и Животворящем Кресте Христове», происходившем на Ветке в июне 1709 г. Предмет спора заключался в следующем: Т.М. Лысенин, как и все дьяконовцы, почитал равно четырёхконечный и восьмиконечный кресты, Феодосий же называл «истинным» только восьмиконечный крест. Строго относился Феодосий и к Софонтию – организатору на Керженце скита, не подчинявшегося Ветке, а также к керженскому старцу Онуфрию – почитателю догматических писем протопопа Аввакума. О преемниках Феодосия по управлению ветковским Покровским монастырём до середины 1730 гг. исследователям известно следующее: Александр (брат Феодосия) «такоже вторым чином принял (в старообрядчество) священноинока Антония и проч. Антоний же принял священноинока Иова и проч.» Иов, присоединив к старообрядчеству несколько иеромонахов, в 1734 г. «принял под исправу» лжеепископа Епифания Ревуцкого (вторым или третьим чином, по разным старообрядческим источникам). Многие ветковцы не признали архиерейства Епифания, который, тем не менее, «рукоположил» для старообрядцев 14 «священников». Раньше ветковские старообрядцы предпринимали несколько попыток получить собственного епископа. В 1730 г. ветковский игумен Власий передал Ясскому митрополиту Антонию «просительный лист» о собственном архиерее, подписанный ветковскими поповцами и стародубскими диаконовцами, прошение поддержали владелец Ветки пан Халецкий и молдавский господарь.

 



 
PR-CY.ru