ВЕТКА - Страница 3

Не получив ответа, в следующем году ветковцы направили новое прошение, которое было рассмотрено находившимся тогда в Яссах Константинопольским патриархом Паисием II (1726–1732, 1740–1743, 1744–1748, 1751–1752 гг.), согласившимся удовлетворить просьбу, но с условием во всём следовать учению православной церкви, что не устраивало ветковцев. В 1733 и 1734 гг. императрица Анна Иоанновна издала два указа, которыми ветковцы приглашались вернуться на места своих прежних поселений. Поскольку ответа на указы не последовало, в 1735 г. по повелению императрицы пять полков под командованием полковника Якова Григорьевича Сытина окружили Ветку, все её насельники были разосланы по монастырям, расселены по местам прежнего жительства и в Ингерманландии. Начальствовавший тогда на Ветке иеромонах Иов был сослан в валдайский в честь Иверской иконы Божьей Матери монастырь и там скончался; Епифания отправили в Киев, где он умер в общении с православной церковью. Покровскую церковь разобрали, из бревён устроили плоты и водой пытались доставить в Стародубье, но в устье Сожа брёвна затонули. У ветковских иноков было отобрано 682 книги «да особливо разных мелких книжек и поминаний полтора мешка». Через год на Ветке вновь стали собираться старообрядцы, была построена величественная часовня, устроены звоны. В 1758 г. поставили новый храм, освящённый с оставшимся от старого храма антиминсом. Возродился и Покровский монастырь, где жили до 1200 насельников. Однако подъём Ветки и на этот раз был непродолжительным. В 1764 г. по повелению императрицы Екатерины II, стремившейся к возвращению русских на родину, генерал-майор Маслов (вероятно, Иван Иванович) с двумя полками внезапно окружил Ветку и через два месяца более 20 тыс. её жителей вывел в Россию, большей частью в Сибирь, некоторых – на Иргиз, превратившийся в главный центр старообрядцев-поповцев. В настоящее время выходцы с Ветки живут в Бурятии (носят название семейных Забайкалья) и на Алтае, где их называют поляками. Согласно старообрядческим свидетельствам, Ветка окончательно опустела в 1772 г., но ещё долго продолжались споры о том, каким чином «приимати приходящих от великороссийской Церкви попов и мирян». На Ветке придерживались приёма вторым чином, с «перемазыванием» миром, что и дало название ветковцам – перемазанцы, в отличие от дьяконова согласия, принимавшего третьим чином. Из ветковцев окончательно к дьяконовской практике перешёл Михаил Калмык, в 1772 г. переселившийся в Стародубье. Во второй половине XVIII – XIX вв. старообрядцы жили на Ветке, но былого значения этот центр не имел. Наибольшей известностью пользовался Лаврентьев монастырь (после 1735–1844 гг.; не сохранился, в настоящее время – зона отдыха Гомеля), где начал свой иноческий путь в 1834 г. Павел (Великодворский). В 1832–1839 гг. настоятелем монастыря был Аркадий (Шапошников, впоследствии старообрядческий епископ), с этой обителью связаны многие видные деятели Белокриницкой иерархии: Аркадий (Дорофеев, впоследствии епископ Славский), Онуфрий (Парусов, впоследствии епископ Браиловский), Алимпий (Вепринцев), Иларион Георгиевич Кабанов (Ксенос) – автор «Истории и обычаев Ветковской церкви» и Окружного послания.

 



 
PR-CY.ru